Преподавание литературы
Программа курса "Речь и общение". 6-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1067
Кузнецова Евгения Владимировна, учитель Содержание курса: “Речь и общение”. Пояснительная записка. Данная программа предназначена для работы по развитию связной речи учащихся в 6-м классе. В ней предполагается сближение задач лингвистического и литературного образования школьников. Основные направления работы с текстом: - формирование умения слушать и понимать текст;
- развитие навыков комплексного анализа готового текста;
- совершенствование умения воспринимать текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно выразительные особенности;
- развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.
Дети, зачисленные в специальные (коррекционные) классы обучения, характеризуются ослабленным интеллектуальным и, следовательно, речевым развитием. У них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления (сравнения, обобщения, классификации явлений); они с трудом воспринимают переносное значение слова, нечувствительны к поэтическому слову, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок. В силу этих особенностей курс русского языка строится на началах внутренней интеграции между языковым и речевым компонентами. Система языка включает как собственно языковые понятия и факты, так и речеведческие. Каждая тема двучленна: она включает основные понятия языка и речи, а также важнейшие виды речевой деятельности. Такой подход позволяет обеспечить планомерное развитие видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) и на этой основе более успешное овладение теорией языка и речи. В целом же представленная в программе содержание обучения ориентировано на реализацию государственного стандарта по русскому языку. Как показал опыт работы по данной программе, такая задача в классах компенсирующего обучения выполнимо при условии пристального внимания к развитию основных видов речевой деятельности. Ни урока без чтения! Ежедневное упражнение в выработке правильной и богатой интонации! На каждом уроке систематическое проведение творческих работ в 30–50 слов. Внимание к устной речи. Систематический контроль строго соответствует этапности в обучении. Так, например, при изучении правописания корня слов ошибки в письменных работах считаются только в пределах данной темы. Остальные ошибки исправляются, поясняются методом попутных объяснений, но не учитываются. В работах самостоятельного характера упор делается на развитие способности ученика ответить на вопрос, переложить текст с сохранением его типологических и грамматических особенностей. Работы же типа сочинений вводятся постепенно и носят характер наблюдения над жизненным материалом. Программа: “Речь и общение”. I. Речь. Техника и выразительность устной речи. Речь. Повторение изученного в 5-м классе. Фонетические особенности лексики. Подвижное и неподвижное словесное ударение в разных частях речи. Стихотворная речь. Зависимость произношения и ударения в слове. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Интонация диалогической и монологической речи. Произносительные особенности речи персонажей как средство их речевой характеристики. II. Слово. Повторение изученного в 5-м классе. Слово в языке и речи. Лексические средства связи предложений в тексте. Морфологические средства создания выразительности текста (сущ., прилаг., глаголы). Стилистические нормы (лексические). Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, ирония, антитеза. Справочный аппарат учебной и научно-популярной литературы. III. Словосочетание и предложение. Повторение изученного в 5-м классе. Использование в процессе коммуникации разных по цели высказывания и интонации предложений. Порядок слов в предложении, его зависимость от вида связи предложений в тексте. IV. Текст. Повторение изученного в 5-м классе. Тема, основания мысль (идея) текста, единство его содержания и формы. Сложный план. Систематизация материала по теме. Сжатое и выборочное изложение текста, изложение с изменением лица рассказчика. Элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Стили речи: разговорный, книжный (худож., научный, научно-популярный, официально-деловой). Роды и жанры художественной литературы (пейзажная зарисовка, юмористический рассказ, “страшный рассказ”, “рассказ в рассказе”, рассказ по сюжетным картинкам, рассказ по данному началу, рассказ от лица животного, этюд). Формы работы с книгой (рассказ на основе иллюстрации к художественному произведению). Сочинение – рассказ по литературному произведению и на основе жизненного опыта. Характеристика литературного героя. Монолог, диалог, речевая характеристика. V. Культура общения. Повторение изученного в 5-м классе. Общение с литературным героем. Этюд “Мой Пушкин”. Понятие о трагическом и комическом персонажах. Литературные герои “во времени и пространстве”. Имя литературного героя. Псевдонимы писателей. № № | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны в ходе урока). | Всего | Лекц. | Практ | 1 | Повторение изученного о тексте и его частях. Лексич. средства связи. | 1 | | 1 | Беседа. | “Значение худож. лит. в жизни чел.?” – ответ на вопрос. | 2 | Стили и типы речи. | 1 | | 1 | Работа с текстом. | Описание пейзажа, зарисовка. | 3 | Понятие об офиц.-делов. стиле: особ., жанры, сфера употр. | 1 | | 1 | Диалог с другом. | Составление, заполнение деловых писем. | 4 | Деловой стиль “наоборот”. | 1 | | 1 | Диспут по вопросам. | Использование офиц.-дел. стиля для создания комич.ситуации. | 5 | Изложение адаптированного текста с послед. редактир. лексич. средств. | 1 | | 1 | Вопрос-ответ. | Составление плана. | 6 | Составление рассказа, в основе которого лежит фразеолог. оборот. | 1 | | 1 | Обсуждение. | Составление рассказа. | 7 | Сложный план. | 1 | | 1 | Работа с текстом. | Умение составлять план. | 8 | Сбор материала к сочинению. | 1 | | 1 | Систематиз. собранного материала. | 9 | Словотворчество. | 1 | | 1 | Диалог с писателем А.С.Пушкин “Станцион. смотритель”. | Сочинение по картинкам. | 10 | Излож. повест. характера с элементами описания помещения в офиц.-дел. стиле. | 1 | | 1 | Беседа. | Изложение – описание помещения. | 11 | Сжатое изложение текста с элементами описания помещения в худ. стиле. | 1 | | 1 | Диспут. | Описание помещения у писателей. | 12 | Сочинение – описание помещения в худ. стиле. | 1 | | 1 | Работа с текстом. | Описание кабинета. | 13 | Сжатое изложение повест. текста с элементами описания пейзажа. | 1 | | 1 | Вопрос-ответ. | Собственное отношение к описываемому. | 14 | Выборочное изложение с элементами описания пейзажа. | 1 | | 1 | Работа с текстом. | Составление текста с помощью вспомог. слов описания бури. | 15 | Сочинение – описание пейзажа в худ. стиле. | 1 | | 1 | Работа с пейзажами. | Пейзажные зарисовки – описание бурана. | 16 | Сочинение – рассуждение на нравственно-этич. темы на основе прочит. в худ. стиле. | 1 | | 1 | Работа с текстом. | Сочинение – рассуждение на основе худ. произведения. | 17 | Сочинение – рассуждение в научном стиле. | 1 | | 1 | Работа с текстом. | Сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Уроки французского”. | 18 | Сочинение юмористического характера. | 1 | | 1 | Работа с текстом М.Зощенко “Галоша”. | Юмореска. | 19 | Сочинение “страшного” рассказа на основе увиденного . | 1 | | 1 | Работа с текстом “Ночь перед Рождеством”. | Сочинение на основе увиденного фильма “Ночь перед Рождеством”. | 20 | Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. | 1 | | 1 | | Сочинение по картинкам “Ночь перед Рождеством”. | 21 | Сочинение-рассказ по данному началу в худ. стиле. | 1 | | 1 | Работа с текстом В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. | Сочинение в худ. стиле. | 22 | Составление отзыва о проч. Произведении. | 1 | | 1 | Работа с текстом Пушкина. | Написание отзыва. | 23 | Изложение повест. текста с измен. Лица. | 1 | | 1 | Вопросы к тексту Н.Лесков “Левша”. | Написание текста с измен. лица. | 24 | Составление монологов и диалогов. | 1 | | 1 | Работа с текстом. | Составление диалога Митраша и Насти. | 25 | Рассказ от лица животного. | 1 | | 1 | Работа с текстом Сетон-Томпсона “Снап”. | Написание рассказа с просьбой к жителям леса. | 26 | Анализ сочинений. | 1 | | 1 | | Редактирование морф. средств языка. | 27 | Способы создания комич. ситуаций на основе рассказа. | 1 | | 1 | Рассказы А.П.Чехова, М.Зощенко. | Написание текста к мультикам. | 28 | Сочинение рифмованного текста. | 1 | | 1 | Работа со стихотвор. | Создание стихотв. рифм. | 29 | Сочинение на основе фантастич. гипотезы. | 1 | | 1 | Работа с текстом Р.Бредбери. | Ответ на вопрос. | 30 | Этюд “Мой Пушкин”. | 1 | | 1 | Стихи Пушкина. | Анализ стихов. | 31 | Очерк о трагич. герое. | 1 | | 1 | Чтение и анализ биографий. | Вопросы к биографии. | 32 | Речевая характ. комич. персонажа. | 1 | | 1 | Анализ текста А.П.Чехова. | Выписать из текста речь героев. | 33 | Литературные герои среди нас. | 1 | | 1 | Беседа. | Описание литературного героя. | 34 | Кто скрывается под псевдонимом. | 1 | | 1 | Беседа. | Роль псевдонимов в жизни героев. | Список литературы для учащихся: Рассказы А.С. Пушкина “Станционный смотритель”, Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, В.Распутин “Уроки французского”, М.Зощенко “Галоша”, Н.Лесков “Левша”, В.Астафьев “Конь с розовой гривой”, М.Пришвин “Кладовая Солнца”, Р.Брэдбери “Каникулы”, А.П.Чехов “Толстый и тонкий”. Список литературы для учителя: - Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. М., 1995 г.
- Ивченко П.Ф. Обучающее изложение 5–9 кл. пособие для учителя. М., 1993 г.
- Речь. Речь. Речь: Книга для учителя под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1990 г.
- Розенталь Д.Э. “Занимательная стилистика”. М., 1995 г.
- Учебник Е.И. Никитина “Русская речь”. М., Просвещение, 1992 г.
- Методическое пособие для учителей-словесников по программе “Речь” 6 кл. Пенза, 1997 г.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|