Преподавание русского языка Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.09.29 Просмотров: 328 Кильдишева Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Ход урока I. Оргмомент. II. Постановка целей и задач урока. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия. III. Изучение нового материала. - Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). IV. Словарно-орфографическая работа. - Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. - Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка). V. Движение темы. - Давайте поиграем с вами. 1. Измените первый звук.
2. Выньте один звук. Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран). 3. Добавьте один звук. Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус). - Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук. Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи. (Рисунок в презентации). Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. - Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет) “Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией. - А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим). 1.
2.
- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные? Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок. Обе[т], вхо[т]. - Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?” - Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). VII. Итог урока. - Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
VIII. Д/з: упр.267 Список литературы: 1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение,1991. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |