Преподавание литературы Красна изба пирогами (современные посиделки)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 893 Бобунова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть "сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав, песен". Посиделки - это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен во имя удовлетворения потребностей в общении, самовыражении. Посиделки для общностей учащихся (класс, команда, клуб, кружок, секция, компания двора, улицы, дома) в настоящее время необходимы и для восстановления досуговой культуры общения, для укрепления (создания, формирования) коллективистских связей, дружеских привязанностей. А также для знакомства с русскими национальными традициями. Почему именно русских? Потому что русские люди должны уметь отдыхать в контексте своей культуры, своих традиций. Обидно, что молодые россияне с упоением слушают только английский джаз, смотрят только иностранные фильмы, т. е. потребляют чужой стиль жизни и отдыха. Что они передадут своим детям? Не забыть бы и не потерять бы то ценное, что было в опыте наших предков и нашем собственном опыте. Помещение, где проводятся посиделки, можно художественно оформить под избу, чайную, трактир, т. е. комнату с разнообразными памятными аксессуарами старины: столы и лавки, керосиновые лампы, самовары, деревянная и глиняная утварь для чая, скатерти, занавески с орнаментами, костюмы и т.д. Собираются участники посиделок согласно сценарию в установленное время, надевают костюмы, готовятся к индивидуальному и коллективному творчеству. (Участники посиделок рассаживаются по лавкам за столами.) I. Зачин (Выходит хозяйка посиделок (на фоне музыки)). Хозяйка:
(Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему. Или ставят тарелку на стол, а хлеб "путешествует" по кругу и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.) II. Викторина. (Выходят ведущие. Проводят викторину.)
(Набирается команда до 10-12 человек. Ведущие выдают каждому участнику игры по 3 карточки с буквами "а", "б", "в".) Ведущий 1: Я буду задавать вам вопросы, да на каждый свой вопрос три ответа давать. Услышите верный ответ - карточку поднимите! Коли первый окажется верный - поднимите "а", второй - "б", третий - "в". Уяснили! Да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь! Итак, вперед: Ох, и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: "Хлеб всему голова", "Худ обед, коли хлеба нет", "Ешь щи с мясом, а нет - так хлеб с квасом" и т. д. Ведущий 2: А вот скажите-ка теперь, что в старину "вторым хлебом" называли? Если точнее, какой овощ? а) свекла; б) репа; в) капуста. (Если участники затрудняются ответить, то может прозвучать подсказка.) Внимание! Подсказываю: "Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь!" Что это? (Репа.) Кстати, крестьяне этот "второй хлеб" хранили в сыром виде чуть ли не всю зиму. Скажу как. Не спеша, после снятия урожая через 2-3 недели обрывали с репы всю зелень. Плоды укладывали в кадку из-под соленых огурцов или капусты. Но не валили валом. Прежде насыпали песок, потом аккуратно - слой репы и т. д. Ведущий 1: Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: "Щи, хоть кнутом хлещи"? а) крапивные; б) на рыбном отваре; в) пустые, т. е. без мяса. И верно, коли в пост - то и хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли по бедности - весь год, как тут на щи не осерчать? Ведущий 2: Сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII веке (при царе Алексее Михайловиче)? а) не менее 10; б) более 20; в) более 50. Ведущий 1: Что же это за такие каши? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное, слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку, или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить туда растительного масла, соли: Вот собственно и все. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша. Ведущий 2: Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки - мастерицы? а) не менее 10; б) не менее 20; в) не менее 50. И теперь в столичных "бистро" и ресторанах можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку. Ведущий 1: Представьте, праздник кончился, хозяева устали, или спать охота, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекнуть, что де пора и честь знать? Только помните, что мы сейчас в Древней Руси. а) культурно раскрыть двери настежь; б) спеть песню вроде "колыбельной"; в) выдать на прощанье пряник "разгоняй". А, правда, хорош обычай! Когда с пряником - то провожают! Вежливее как-то. Оно и приятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считалось за верх неприличия. О гостеприимстве говорилось еще в Ветхом Завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер трех путников, упокоил их. И получил за то благословение. Ведь под видом путников принял самого Бога. Ведущий 2: Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, как "честная", "широкая", "веселая"? а) троица; б) пасха; в) масленица, Масленица - один из самых веселых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего шла поговорка: "Красна изба углами, а масленица - пирогами". И верно, тут даже бедняк гулял на широкую ногу. Недаром, и по сей день, как услышим: "живет, что сыр в масле катается", или еще: "Не житье, а масленица" - сразу понимаем, о чем тут речь. Ведущий 1: Как называется в народе последний день сырной недели? а) заигрыш ; б) золовкины посиделки; в) прощеный день. Молодцы! Еще говорят - прощеное воскресение. Выходит так: если в этот день всем простишь, то и тебе все простится, а нет - то так и останешься с камнем на сердце. Какое ж тут покаяние с камнем. Как тогда услышится твоя просьба на небе? Как отзовется? Да никак! Ведущий 2: У художника Сурикова есть картина "Взятие снежного городка". Каким народным праздником навеян этот сюжет? /слайд/ а) Масленица; б) Рождество; в) Новолетие. Ведущий 1: Когда в деревне устраивались колядки? а) на Иванов день; б) на Рождество; в) на пасху. Сейчас в музеях можно увидеть то, без чего в деревнях не мыслились настоящие колядки - переносной деревянный "вертеп". Это такой ящик с куклами. С помощью этих кукол на рождество колядовщики представляли одну и ту же трогательную сцену из Евангелия. Про то, как Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. И там, не найдя места, усталые и продрогшие, вынуждены были приютиться на ночь в горной пещере. Туда пастухи в ненастную погоду сгоняли овец. И вот здесь, в этом "вертепе", ночью родился младенец Христос. И к нему на поклон пришли мудрые волхвы со своими дарами, и Ему пели ангелы:. А в городе все спали и ничего не ведали: (слайд) Ведущий 2: Какой из широко известных древнейших музыкальных инструментов чуть было не перекочевал на русскую оперную сцену в XIX - XX веках? а) колокол; б) пастушья дудка ; в) гусли. Хоть и тяжел храмовый колокол, но всегда интересен. У каждого свой яркий и неповторимый голос. Сочетание основных и побочных тонов нередко дает тут сложнейший гармонический ряд, который, можно сказать, подобен звучанию целого оркестра. Иные знатоки даже утверждают, что колокола не просто мелодичны. Они еще и говорливы. Их надо уметь только слушать. На благовест они выговаривают следующее: "Мы идем в Божий дом, мы идем в Божий дом:" А в Трезвон - "блин, блин, блин, полблина, полблина:" Не верите? Пойдите, послушайте сами. На пасху же, когда каждый мог влезть на колокольню и отвести душу, нередко звучала "барыня" или "камаринская". Это ли не мелодии, это ли не музыка? В начале века колокола вдруг стали предметом изучения музыковедов. Самым благозвучным в России был назван колокол звенигородского Саввино-Сторожеского монастыря. Его "чудесным звоном" восхищался А. П. Чехов, сюда приезжал Ф. И. Шаляпин, чтобы поучиться пению у "великого собрата". Звучание знаменитого колокола стремились передать в своих сочинениях композиторы С. И. Танеев, А. К. Глазунов. Сегодня колокольный звон можно услышать на оперной сцене, вспомнив такие музыкальные произведения, как "Жизнь за царя" М. И. Глинки, "Псковитянка" Римского - Корсакова, "Борис Годунов" М. П. Мусорского, увертюра "1812 год" П. И. Чайковского и т. д. /Прослушивание записи, слайд / Хозяйка: Ну вот, мои милые, мы с вами на самом пороге заветной горницы. Как хочется воскликнуть: "Милости просим к нашему шалашу!"? О каком шалаше говорится? Отвечайте без карточек, все вместе: Ладно, вот моя подсказка. В давние времена на городских рынках, в торговых рядах стояли эти самые непонятные для вас "шалаши". Да, да, кроме всем нам знакомых лотков, лавок и погребов имелись там еще "бочки", "скамьи" и "шалаши". "Шалаш" - это такой небольшой бревенчатый сруб. Передняя стенка его отпиралась, откидывалась и через нее велась торговля. В старинной книге Адама Омария "Путешествие в Московию" можно видеть "лавку башмачника". Вот это и есть типичный русский "шалаш". Башмачник протягивает руку к народу и подпись яснее ясного: "Милости прошу к нашему шалашу!" Но прежде, чем мы сядем за столы чай пить, я проведу с вами конкурс. III. Сервировка стола. Еще в XIX веке французский гастроном Бриллат Саворин сказал, что принимать гостя - значит быть ответственным за его прекрасное самочувствие. И очень важно не только правильно накрыть стол, но и соответственно его украсить, чтобы всем присутствующим было приятно. Так создается праздничная атмосфера. Я вам напомню правила сервировки стола: - Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают полотняными цветными скатертями. Салфетки могут быть других тонов, но сочетаться со скатертью. - К чайному столу подаются сладкие блюда (суфле, кремы, пирожное, торт, кексы, ягоды, фрукты, варенье, конфеты). - Для сервировки используют десертные тарелки, фруктовые приборы, вазочки, розетки для варенья. - При подаче сладкого блюда на стол ставят для каждого гостя слева - десертную вилку, рожками вверх. - На десертных тарелках - салфетки. Тарелки для фруктов можно поставить на подсобный столик стопками по 4 - 6 штук. - На столе по центру располагаются конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой - печенье, фрукты - в вазе на высокой ножке. - В вазочке на пирожковой тарелке с ложкой (для раскладки) подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки розеток. - Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола. - Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара. - Десертные блюда в креманке подают на пирожковой тарелке, на которую положена десертная ложка - ручкой вправо. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, чайную ложку кладут справа, а чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелки, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Торты и пироги подают на стол нарезанными на порции. Раскладывают их на тарелки десертной ложкой. Запомнили? А теперь проверим. Но чтобы получить все предметы сервировки (скатерть, салфетки, тарелки, ложки, вилки, ножи и т. д.), необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один предмет сервировки. Вопросы: 1. С чего начинается любое застолье? (С мытья рук.) 2. Как используется полотняная салфетка? (Ее кладут на колени.) 3. Куда вы положите ложку, если уже поели? (Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку.) 4. Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или пьете компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой и из ложечки кладут в тарелку.) 5. Чем чистят мандарины? (Рукой.) Апельсин? (Ножом.) 6. Как берут из общего блюда хлеб? (Руками.) 7. Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложечкой? (Ложечку кладут в блюдце, в чашке ложку не оставляют.) 8. Какой столовый прибор, которым мы пользуемся во время еды, никогда не прикасается ко рту? (Нож.) 9. Что появилось раньше: ложка или вилка? (Ложка, первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку.) 10. Что означало выражение "сидеть в блюде"? (Означало сидеть за одним столом, по соседству.) 11. Сформулируйте закон бутерброда? (Падает маслом вниз.) 12. Почему у "рыцарей круглого стола" стол круглый? (Чтобы все рыцари чувствовали себя равными.) (Стол сервирован, жюри оценивает результат.) Хозяйка: Ну, а теперь и чайку можно попить. (С народной песней входят девушки, они несут самовары, печенье, сладости, ставят на столы. Разливают чай по чашкам.) 1-я девушка:
2-я девушка: А пока вы пьете этот замечательный, полезный напиток, я вам расскажу, почему он пользуется такой огромной популярностью? Прежде всего, у чая очень мягкий аромат, ни с чем не сравненный вкус. Но сказать о вкусе и запахе чая - это, значит, сказать слишком мало. С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, и селезенки, снимает сонливость, оживляет мышцы тела. Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников. Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлении организма стронцием. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких. Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая. Чай - это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в четыре раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. 1-я девушка: Ребята, а какая страна является родиной чая? Существует предание: когда однажды (это было за много веков до н. э.) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листиков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. 2-я девушка: Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен около пяти тысяч лет. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2740 лет до нашей эры. В одной древней китайской книге дается такое описание свойств чая: "Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени; освежает тело.: Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нас". Распространению чая способствовал император Киенг Лон, владеющий фабрикой чайной фарфоровой посуды. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора. Чашки раскупались, и росла слава воспетого в них напитка. В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полукилограммовые "доски", долго использовали в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы - чаевые. Способ выращивания и изготовления чая в Китае стал таким же секретом, как и способ производства шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны. 1-я девушка: Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске, слила ненужную, по ее мнению, горькую коричневую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу. 2-я девушка: А когда же чай стал известен в России? В 1638 г. Царский стольник В. Тюменцев, будучи послом в Монголии, впервые попробовал на пиру питье, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал русскому царю Михаилу Федоровичу несколько пудов чая. В России чай получил широкое распространение, особенно в северных и восточных областях Сибири и Средней Азии. 1-я девушка: Провожая русских посланников (Василия Старкова и Василия Неверова), монгольский Алтын-хан подарил царю связки пушнины - соболя, бобра, барса, черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 4 пуда - 200 пакетов с надписью "бахчай". "Чай для заварки" - так перевели эти слова. Русские послы деликатно отказались от груды, по их мнению, никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь через сибирские просторы. Но приближенные хана настояли, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе. Возвратившись в Москву, вручая подарки, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на лечебные свойства. Лекари испробовали действие отвара на заболевшем придворном, тот подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. 2-я девушка: В 1654 г. В Китай был послан боярский сын Ф. Байков. Вернувшись назад, он поведал, что чай выращивают и производят китайцы. Это было уже при царе Алексее Михайловиче. Он и повелел снарядить особого гонца в Китай за чаем. Звали царского посланника И. Перфильев. В 1665 г. Он поставил своему повелителю 10 пудов чая. Царь и его бояре вначале употребляли напиток как снадобье от хвори и телесной усталости. Ведь лекари приписывали ему способность "освежать и очищать кровь" и умение удерживать ото сна во время церковной службы. Чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день. 1-я девушка: В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были обнаружены истинные достоинства этого напитка. Вскоре Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие чаем. Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в одно из национальных обычаев. 2-я девушка: Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение "чайком побаловаться". Многие бедняки даже не знали, как заварить чай. 1-я девушка: Я вам расскажу сейчас, как правильно заваривать чай. - Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть - такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет, т. е. закипит белым ключом. - Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заваривать чай вторично кипяченой водой, он будет невкусен. - Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают кипятком на 2/3 и плотно закрывают. - Черный чай настаивают 3 - 5 минут, зеленый - 5 - 8, затем чайник доливают кипятком. - Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. - Снимать пену не следует - такой чай самый ароматный. - Самый лучший чай после настоя. Хозяйка: А с чем пьют чай? Пищевые продукты, с которыми пьют чай можно объединить в 5 групп: - сахар и сладости; - молочные продукты и молоко; - мука, крупы (рис, пшено) и мучные изделия; - лимон, цитрусовые, натуральные соки, фрукты; - пряности (имбирь, корица, перец, кардамон, мята, тмин.) 2-я девушка: Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. Ведущий 1: Что же такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод? Ведущий 2: "Самовар - водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкою и жаровней внутри", - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в толковом словаре В. И. Даля. В нем указано функциональное назначение самовара - нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Он был для человека своеобразным символом семейного очага, быта, дружеского общения. Ведущий 1: Вот как размышлял писатель Кравцов: "У нас в России самовар заменял камины, у которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, у нас - без самовара". Ведущий 2: Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Словом, самовар был прямо необходим. Ведущий 1: Краса и гордость русского стола - самовар. За рубежом самовар называют "русской чайной машиной". Можно предположить, что первые самовары были изобретены не в Туле, а на Урале, по пути чая из Китая в Россию, поскольку там была развита металлургия. Несмотря на свое утилитарное назначение, самовар украшал интерьер и определял социальное положение человека. Светские самовары изготовлялись из серебра, фарфора, даже хрусталя. Они были строгих форм и украшались изящными деталями. Купеческие самовары отличались вычурностью форм. Ведущий 2: Свойство кипящей воды было положено в основу изобретения самовара. Форма самовара обладает резонатором звука: самовар "поет" - первая стадия кипения, самовар "шумит" - вторая, а самовар "бурлит" - третья. Употребление в быту - самовар "шумит" - сигнал того, что нужно заварить чай. Ведущий 1: Что означает выражение "пара чаю"? (Это означает, что заварка и кипяток подаются отдельно в двух разных чайниках.) А "женить чай"? (Первую чашку опять выливают в чайник.) Ведущий 2: Изобрели самовар в России в XVIII веке. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство, особенно в Туле. К середине XIX века в Туле уже существовало около 80 фабрик по изготовлению самоваров. Хозяйка: Послушайте рассказ о самой сладкой картине, о самой чайной картине. Ведущие рассказывают о картинах Шишкина "Утро в сосновом бору" и Кустодиева "Купчиха за чаем".(слайд) Хозяйка: Пока вы чайком баловались, мы вам многое рассказали о чае, самоваре. Запомните только: на Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные. Нам очень хочется, чтобы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным и на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. И никогда не забывайте о наших русских традициях. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |