Преподавание литературы Урок внеклассного чтения "Тема войны в творчестве Б.Ш. Окуджавы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1201 Саенко Наталья Геннадиевна, учитель русского языка и литературы Цели: Познакомить учеников с краткой биографией поэта; рассмотреть некоторые стихотворения автора о войне; определить их место и значение в творчестве и жизни автора. Учить анализировать лирические произведения; читать стихотворения наизусть. Воспитывать патриотические чувства; уважение к старшему, воевавшему поколению; чувство памяти. Ход урокаУчитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством известного поэта, автора многих песен, киносценариста. Он известен не только в России, но и за рубежом. Это Б.Ш. Окуджава. (Слайд 1) Приложение 1. Творчество этого человека так велико, что нам, пожалуй, не хватит и шести уроков, чтобы прочитать его стихи. Поэтому сегодня мы поговорим только о теме войны. Почему? Потому что послезавтра 9 мая – самый великий праздник нашего народа, а еще потому, что Булат Шалвович родился 9 мая 1924 года, и в этом году ему исполнилось бы 85 лет. Откройте тетради, запишите тему урока: “Тема войны в творчестве Б.Ш.Окуджавы” (Слайд 2) Приложение 1. Вчера услышала эти слова: (Слайд 3) Приложение 1.
Почему? На этот вопрос вы ответите в конце нашего урока. А сейчас давайте всё-таки поближе познакомимся с творчеством поэта. – Кстати, кто из вас что-либо знает о самом человеке, может, кто-то знает его стихи, кроме тех, о которых пойдёт речь на уроке? Учитель: Один из оригинальнейших русских поэтов 20 века, признанный основоположник авторской песни Б.Ш.Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Тогда он не знал, что 9 мая станет знаменитым Днём Победы. Отец – грузин, а мать – армянка. Оба были довольно высокопоставленными партийными работниками. Стихи начал писать еще в детстве. В 1940 году Окуджава переехал из Москвы к родственникам в Тбилиси. Из воспоминаний: “Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: “Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим”. Длилось так полгода… Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: “Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать”. Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он – ко мне, я – к нему”… Звучит стихотворение “Ах, война, что ж ты сделала, подлая…”
Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком, мотался по госпиталям, потом снова передовая. Остался жив. Хотя 24-го года рождения мало кто уцелел. В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси. В 1945 году он экстерном сдал экзамены за десятый класс и поступил на филологический факультет Тбилисского университета. В этом же году было опубликовано первое стихотворение Булата Окуджавы. Затем В 1950 году Булат Окуджава оканчивает Тбилисский университет и уезжает, по распределению, работать учителем сначала в деревне, потом в райцентре Калужской области, а затем в одной из школ Калуги. Здесь он подрабатывает корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет, на страницах которых регулярно появляются его стихи. В 1956 году, после выхода в Калуге его первого сборника стихов "Лирика", Булат Окуджава возвращается в Москву. В 1962 году Булата Окуджаву принимают в Союз писателей СССР. Он увольняется с работы и целиком отдается творчеству. Творческое наследие Поэта, переводчика, прозаика, драматурга, композитора и исполнителя авторских песен Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно, его невозможно перечислить на сотне страниц. Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии. (Слайд 7) Приложение 1. Звучит песня “Здесь птицы не поют…” (Слайд 8) Приложение 1. А вот как всё начиналось. И не только для Окуджавы, а для тысяч и тысяч мальчишек, которые со школьной скамьи сразу отправлялись на фронт. Ученик читает стихотворение “Проводы у военкомата” (Слайд 9) Приложение 1.
Учитель: Автор не описывает батальных сцен, всё буднично, обычно. – Какова тема этого стихотворения? – При прочтении стихотворения можно ли нарисовать портрет лирического героя стихотворения? Какой же он? Приведите примеры из текста (тексты всех стихотворений у каждого ученика на парте) – Почему боль в глазах и “судьба пополам”? Что же ждёт их, таких молодых и бедовых мальчишек? Страшно представить. Первый бой, страх за себя и своих товарищей, неумелое обращение с оружием, разрывы снарядов, выжженные поля, свист вражеских пуль… и надежда, надежда на жизнь. Ученица читает стихотворение “Я ухожу от пули” (Слайд 10) Приложение 1. * * *
– К кому обращается лирический герой этого стихотворения и с какой просьбой? Почему? В этом стихотворении привлекает образ васильков. Автор стихотворения сравнивает васильки с синими глазами будущего поколения. – А у вас какие возникают ассоциации. Васильки – это символ. Символ чего? Воспоминания о войне, о тех страшных днях, заставляют поэта снова и снова писать о том, чему был свидетелем. И песня “Бери шинель, пошли домой” – свидетельство тому. Звучит песня “Бери шинель, пошли домой” (Слайд 11) Приложение 1. В песне поётся “ С войной покончили мы счёты…” Да, война закончилась, но воспоминания продолжают тревожить сердца тех, кто воевал, и через годы. Об этом говориться в стихотворении “Чёрный мессер”. Ученик читает стихотворение “Чёрный мессер” (Слайд 12) Приложение 1.
– Кого же можно назвать победителем в этом поединке, который длится ежедневно? – О чём говорит последняя строчка? Почему автор заканчивает стихотворение вопросом? Прошли годы, что-то осталось в памяти навсегда, что-то забылось, уже самому солдату не верится в то, что он был на войне. Ученик читает стихотворение “Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал”. (Слайд 13) Приложение 1. * * *
– Какова тема этого стихотворения? Поэт говорит о войне просто, по-человечески и в то же время с высокой трагической силой, в которой весь ужас беды и несчастья, потрясшего землю. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами прочитали несколько стихотворений о войне Б.Ш.Окуджавы – Так какова же война в стихотворениях Б.Окуджавы? Запишите вывод в тетрадь. Проверка записей учащихся Учитель: Всё правильно – война это смерть, горе, она порождает ненависть и калечит людей нравственно. Это плач детей, стоны стариков, слёзы матерей. К сожалению, и по сей день нет мирного неба над головой, о котором мечтали те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны. И сейчас раздаются взрывы: Афганистан– Чечня– Южная Осетия… И сейчас погибают наши мальчики. А хотелось бы, чтобы этого не было. Звучит песня “Зажгите свечи” (Слайд 14) Приложение 1. Ученик зажигает поминальные свечи А сейчас давайте почтим память тех, кто не вернулся, кто защищал нас, кто верил в будущее минутой молчания Минута молчания Учитель: В начале урока был поставлен вопрос: (Слайд 15) Приложение 1. Война – это не то, о чём стоит молчать. Война – это то, о чём стоит говорить. – Почему? Кому это сейчас нужно? Что мы забыли там, в том времени? Ответы учащихся Рефлексия. Сегодня на уроке я … Учитель: Хочется верить, что ни мы, ни вы, ни ваши дети никогда не испытают того, что пришлось испытать тем, кто прошел Великую Отечественную войну. Д/з. Выучить стихотворение наизусть. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |