Преподавание русского языка "Из истории русской игрушки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1060 Иночкина Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи:
Музыкальное оформление:
Оформление:
Раздаточный материал: на столах карточки с изображением нераскрашенных игрушек. Ход урока Звучит русская музыка. На доске записана тема, рисунки игрушек, о которых идет речь, дано лексическое значение слова "игрушка", на столах у детей карточки с нерас-крашенной игрушкой. Урок сопровождается показом МММ. УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы с вами будем говорить на такую тему, которая не оставит вас равно-душными. Потому что будем говорить об игрушках. Один из древних мудрецов сказал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Можно добавить - и играя. Что, по-вашему, обозначает это слово - ИГРАТЬ? Слайд № 1-3 В словаре С.И.Ожегова мы читаем:"Играть - развлекаться, забавляться чем-то", значит, ИГРУШКА - это вещь, с которой можно поиграть. У кого из нас не было в детстве игрушек? У кого-то они есть и сейчас. А уж играть мы любим до глубокой старости. Ведь у этого слова много значений: можно играть на сцене, можно - на музыкальных инструментах, в футбол, а можно даже играть чьей-то судьбой. Видите, как по-разному раскрывается это слово в сочетании с другими. Но мы сузим значение этого слова, нас интересуют сегодня лишь игрушки. О них и поговорим. Ведь что интересно: в куклах отразилась история России. Ребенок всегда найдет, чем ему поиграть. Первобытные дети играли с камеш-ками, косточками животных, забавными корешками. Как появилась кукла и ког-да, спросить не у кого. И какие они были, первые куклы? Как, по-вашему? - Да, первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соло-мы - кто во что горазд. Но дети любили своих первых кукол. Вот послушайте стихотворение Слайд №4
Мы же мысленно перенесемся в то время и место, где изготовляли игрушки из глины и дерева. Я хочу рассказать вам, дети, о музее игрушки, который был создан в 1920г. и находится в городе СЕРГИЕВ ПОСАД. Основателем музея и его директором стал Николай Дмитриевич Бартрам, знаток народного искусства. И вот в суровой зимней Москве первые посетители Музея, полуголодные ребятишки, укутанные в платки, стоят завороженные перед музейными витринами. В 1931г. Музей перевели в Загорск ( теперь Сергиев Посад ). Посетители, любуясь игрушками, наверное, думают: " Разве не пора снова научиться петь колыбельные песни, рассказывать сказки, мастерить самим?" Давайте посмотрим сцену, что разыграют нам ребята. Представьте, что вы - те самые посетители загорского Музея игрушек. СЦЕНКА. Затем беседа: - Сколько же лет игрушке? - Игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяет плодородие; конь считался слугой Солнца; птицы предвещали весну и лето (до сих пор бабушки пекут из теста жаворонков, лебедей). Игрушка так же, как и сказки, песни, передавала ребенку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло. - Как вы понимаете слово "рукотворный"? - Да, сделанный руками, но корень взят не от слова "сделать", а от слова "творить". Ученик: В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Для каждого возраста были свои забавы. И сейчас в коляске малыш любуется погремушкой. - Какие вы знаете игрушки? - Расписные кони, каталки на палочках, свистульки, волчки, кораблики, бумажные змеи. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки, в ход шли камешки, листья, стебли трав срезали для дудок. И сейчас дети делают луки, бумажных змеев, строят шалаши. Учитель: В народе считалось, ребята, что если дети плохо обращаются с игрушками, небрежно - быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит сейчас сказку, в которой куколка спасает жизнь юной девушке? ("Василиса Прекрасная"). Слайд № 4-6 Сейчас символический смысл игрушек забылся, а зря, ведь как больно видеть куклу без руки или глаза, мишку с оторванным ухом. Такие дети без-жалостны, наверно, не только к игрушкам, но будут жестоки, скорее всего, и к своим сверстникам, а потом и к родителям. ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА НОСОВА " КУКЛА" ( ДЗ ) Учитель: Символический смысл игрушек забылся, но остались радость труда, красоты. Где только не делали игрушек?! И в Подмосковье, и в Нижегородской области, Тульской, Костромской, в Орле, Рязани, Курске. - Знаете ли вы, ребята, какие игрушки дарил своему сыну царь Петр1? - Кузнецов, птиц на колёсах: (идет показ рисунков, на которых изображены игрушки, сделанные в Богородском в 19в.). Слайд № 7-10 - Ребята, если бы вы были мастерами, как бы вы усовершенствовали игрушку? - Правильно, раскрасили бы ее ярко, сделали бы ее двигающейся. Ученик: Игрушки делали не только из дерева, но и из глины. Такие игрушки делали в Тульской области в деревне Филимоново. Старожилы говорят: "Места наши - одна глина: Вот и делали из нее все, что только можно." Расписные коровки, коньки, и называли их филимоновской игрушкой. Глиняную игрушку делали и в Кирове. Называли ее Дымковской, потому что бывшая деревня (теперь город находится на ее территории) звалась Дымковской слободой. Игрушки раскрашивались в яркие цвета. И вот эту красоту возили на ярмарку, а зазывали покупателей шутками да прибаутками. Слайды №11-13 Слайд № 14-15 ВЫХОДЯТ ЛОТОШНИКИ, ИНСЦЕНИРОВКА ЯРМАРКИ: - А вот игрушки славные, занятные, забавные! - Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки! - Дешево продам, на совесть отдам! - Полюбуйся, да только не торгуйся! - Хоть игрушка и детская забава, а вам придется по нраву! Учитель: Ребята, перед вами карточка с нераскрашенной игрушкой, давайте раскрасим ее, сделаем яркой, красивой, похожей на эту игрушку (показ образца). Вы можете раскрасить ее в желтый цвет, а потом нарисовать зеленые веточки, круги: (Идет работа с раскраской). Слайды № 16-18 ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА: Яркая, веселая, смешной петушок, удивительная, жизнерадостная, с узорчатыми боками, причудливые, красочные, старинная: Учитель: А теперь опишите свои игрушки, пофантазируйте, используйте полученные знания о ней и слова, написанные на доске. Зачитывается образец описания: На рисунке забавная птичка, ее сделали умелые мастера или мастерицы. Игрушка очень выразительная, яркая. Кажется, что птичка сейчас оживет, тряхнет алым гребнем и вырвется из рук. Мне представляется сказочный лес, в который я попала и где много сказочных птиц и зверей: Учитель: Ребята, перед вами небольшая выставка современных игрушек. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой. Сделана она не из глины и дерева, а из современного материала, но от этого она не стала менее любимой, ведь мастер вкладывал в каждое свое творение душу, умение. Надеюсь, что каждая из игрушек не будет забыта вами и пылиться в углу. Надеюсь, что музей, созданный в 1920г., не дал прерваться связи от старинной игрушки к современной. Мы специально не затронули сего-дня историю матрешки, одной из любимейших игрушек детей. Может, кто са-мостоятельно найдет материал о матрешках и напишет в сочинении о них. Слайды № 19-22 А теперь приступаем к его написанию (Включается пьеса Г.Свиридова "Музыкальный ящик".) Идет работа, ребята пишут сочинение. Слайд № 23 ДЗ: По желанию: подобрать материал о матрешках , подготовить устное сообщение, проиллюстрировав свой рассказ, или написать о них сочинение. Написать сочинение на темы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |