Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-семинар в 5-м классе по теме: "Знаки препинания"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-семинар в 5-м классе по теме: "Знаки препинания"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2018.09.16
Просмотров: 369

Какурина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации, полученных на данный момент учащимися;
  • совершенствование лингвистической монологической речи учащихся;
  • знакомство с дополнительной литературой по русскому языку.

Вопросы к уроку-семинару:

  1. Почему синтаксис называется синтаксисом? Как синтаксис связывает слова?
  2. Пунктуация. Что это такое?
  3. История знаков препинания. Этимологические родственники.
  4. Можно ли отменить пунктуацию?
  5. “Работа” знаков препинания.

Практическое задание.

Какие знаки препинания любят наши поэты и писатели. (Произвести лингвистический эксперимент по этому вопросу, используя тексты любимых поэтов и писателей).

Оборудование: выставка книг, карточки с изображением знаков препинания, карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Сообщение темы урока, его целей. Запись эпиграфа.

Знаки препинания нужны нам, как дыхание.

(Коринец Ю.)

III.Представление лингвистической литературы по теме семинара.

IV. Выступления групп по вопросам семинара.

Первая группа учащихся сообщает, что они узнали о синтаксисе, о происхождении этого термина.

По древнегречески слово синтаксис означает “составление, построение, связь, упорядочение”. Значение это очень емкое, его трудно выразить одним словом. Самое точное, пожалуй, последнее: “упорядочение”. Синтаксис вносит строгий порядок в нашу речь, связывая по определенным законам слова друг с другом, составляя словосочетания и предложения. Это необходимо для того, чтобы речь, будучи средством общения, точно передавала наши мысли.

Как же синтаксис связывает слова? Прежде всего – по тем грамматическим характеристикам, которое в языке имеет каждое слово. Объединяясь в предложении, слова разных частей речи должны быть согласованы, связаны по своим характеристикам. Правила связи слов в предложении и составляют синтаксис. Без соблюдения синтаксических правил наша речь была бы бессвязной и потому непонятной.

Важнейший раздел грамматики – синтаксис, который учит соединять слова в словосочетания и предложения. Разве мы могли бы четко сформулировать свои мысли, если бы не умели из слов построить законченное высказывание? Ведь слова, не связанные между собой по законам языка, еще не означают самой речи.

Вторая группа учащихся рассказывает о том, что пунктуация – это:

  • собрание правил постановки знаков препинания;
  • расстановка знаков препинания в тексте;
  • то же, что знаки препинания.

Учащиеся сравнивают толкование этого понятия в разных словарях, сообщают, что при оформлении письменной речи большую роль играет правильная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

Задание: Записать высказывание К. Г. Паустовского о знаках препинания, проанализировать эти предложения с точки зрения пунктуации.

“Знаки препинания – это нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Третья группа учащихся рассказывает историю происхождения знаков препинания, об их этимологических родственниках.

Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.

Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти XVI века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

В книгах первой половины 16 века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

В “Грамматике словесности” Мелентия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.

К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. В. Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.

Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли “полуточием”, восклицательный знак – “удивительным”, кавычки – “пресекательным” или “отменительным” знаком, и пернос – “единительным”.

Этимологическими родственниками (однокоренными словами) точки являются слова: ткнуть, тыкать, затычка, ткать, соткать, сутки;

запятой – препятствие, пятиться, запинка, препинания, пятка.

Названия знаков препинания входят во фразеологизмы:

  • в самую точку;
  • точка в точку;
  • отправная точка
  • дойти до точки;
  • поставить точки над I.

V. Слово учителя.

Можно ли отменить пунктуацию?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующие задания:

Карточка для 1 группы:

Поход.

Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по разному?

Карточка для 2 группы:

Телеграмма.

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников. Как вы думаете, почему? Как можно понять ее?

Карточка для 3 группы:

Куда делся товарищ Петра?

Внимательно прочитайте 2 предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА, СВОЕГО ТОВАРИЩА.

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА.

Почему во втором предложении встречающих стало меньше? Куда делся товарищ Петра? Что с ним стало?

Вывод: Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям.

VI. Чтение стихотворений Тетивкина о знаках препинания.

Знаки препинания.

Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания:
Тире,
Знак восклицания,
Кавычки,
Двоеточие,
И прочее,
И прочее…

Восклицательный знак.

Друзья мои, приятели,
Живу я много лет.
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Обычно в предложениях
Стою я для того,
Чтоб выражать волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Не зря я от рождения
Противник тишины,
Где я, то предложение
С особым выражением
Произносить должны!

Вопросительный знак.

Разные вопросы

Задаю я всем:

- Как?

- Откуда?

- Сколько?

- Почему?

- Зачем?

- Где?

- Куда?

- Какая?

- Отчего?

- О ком?

- Что?

- Кому?

- Который?

- Чья?

- Каким?

- О чем?

VII. Отгадайте, о каком знаке препинания говорит поэт А. Шибаев.

Стоят три кумушки рядком
Ведут беседу,
Но – тайком,
Какими-то
Далекими
Туманными намеками… (Многоточие)

Ляжет палочкой на строчку
- Проходите по мосточку. (Тире)

Всегда подслушать
Норовят то,
Что другие говорят… (Кавычки)

Словам раскрывают
Объятья:
-Ждем в гости вас,
Милые братья! (Скобки)

Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку! (Запятая)

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка)

VIII. Как “ работают” знаки препинания?

Учащиеся сообщают, что знаки препинания “работают” в соответствии с пунктуационными правилами.

Учащиеся демонстрируют схемы знаков препинания и рассказывают о их расстановке.

IX. Инсценировка.

Ф. Кривин. Три точки…

Сошлись три Точки, разговорились.

- Как жизнь? Что нового?

- Да все тоже.

- Приятного мало…

У Точки, известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению нечего добавить. А ведь как хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

- А что если нам всем попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроем…

- И, правда, попробуем?

- Только бы найти подходящее предложение.

Точки настораживаются и начинают зорко следить за текстом. Это законченное, это законченное. Вот!

Точки бросаются в незаконченное предложение и, как ни в чем не бывало, становятся за последним словом.

Очередное слово, которое уже было готово сорваться с пера, чтобы занять свое место в предложении, вдруг замечает Точку.

- Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.

- Нет, стояла.

- Вы не могли здесь стоять.

- Успокойтесь, пожалуйста, - вмешивается в разговор вторая Точка. – Она стоит лично за мной, а вас я что-то не видела.

- Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается Слово, болтаясь на кончике пера.

- Она не стояла? – изумилась третья Точка. – Придите в себя. Она стоит за мной!

Слово видит, что точкам этим не будет конца, и начинает злиться…

А точки стоят и посмеиваются. Три Точки – это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат…

А что они значат, ребята? Попробуйте объяснить. А как вы считаете, что все-таки важнее: одна точка или три, и почему? А, может, точки всякие нужны, точки всякие важны.

X. Сообщения учащихся.

Кто из писателей какие знаки препинания любит?

XI. Заключение.

Итак, семинар закончен.

Чьи выступления запомнились?

Какую книгу хочется почитать?

XII. Домашнее задание.

- Повторить схемы знаков препинания.

- Подготовиться к тестовым заданиям.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К УРОКУ:

1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М. “Просвещение”, 1995 год.

2. Волина В. Учимся играя. – М. “Новая школа”, 1994 год.

3. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л. “Просвещение” 1990 год.

4. Синицын В. А. Путь к слову. – А О “Столетие”, М., 1996 год.

Проиложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21