Преподавание русского языка Урок русского языка. "Виды омонимии"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.09.06 Просмотров: 342 Конькова Марина Юрьевна, учитель русского языка Цели:
1. Организационный момент 2. Объявление темы, постановка целей урока - Сегодня мы продолжим наше пребывание на сайте "ЛЕКСИКА". Мы на одной из страниц этого сайта. С каким языковым явлением мы познакомились, напомнит стихотворение Якова Козловского "Вы откуда, молодцы?" (Инсценированное чтение - 3 ученика).
- Как и в настоящем Интернете, у нас на сайте есть различные страницы. Сегодня мы путешествуем по странице "Омонимы". На предыдущем уроке мы с вами познакомились с информационным блоком, т. е. теоретической частью данной страницы (теоретический материал, которого нет в параграфе учебника "Теории", - у вас на парте) (Приложение 1), проанализировали в практическом блоке ряд примеров. - Схема нашего сегодняшнего пребывания на странице – перед вами на доске (Приложение 2). Я напоминаю, что пребывание на отдельной странице сайта, не закрывает для нас возможность к возвращению на уже изученные страницы, если будет такая необходимость. Также мы попытаемся внести свой вклад, пополнить страницу своими примерами. 3. Проверка домашнего задания (Схема-алгоритм урока – на доске. ) - Для того чтобы попасть на сайт, нам нужно ввести пароль, который откроет нам доступ. Правильность ответов подсказывают наши помощники – мимы. - Как и на предыдущих уроках, пароль заключен в домашнем задании. Только ваш правильный ответ откроет страницу. - Откроем тетради, проверим домашнее задание. Выразительно прочитаем стихотворение Я. Козловского.
- Чем являются выделенные слова? (- Это омографы. ) - пароль. - А какие слова называются омографами? (-Омографы – это слова, имеющие одинаковое написание, но различающиеся по значению и произношению). - Итак, капель - капель. В нашем случае слово "капля" употреблено во множественном числе, родительном падеже. Данные омографы являются различными словами одной части речи и совпадают в разных грамматических формах. А каково лексическое значение данных слов? Капель – (Ожегов с. 259) – падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями. Капля (Ожегов с. 259) – маленькая округлая частица жидкости. - Какой словарь является нашим помощником при определении лексического значения слова? (- Толковый словарь. ) - Выделенные слова в домашнем упражнении – это графические омонимы – омографы. И об этой группе омонимов есть стихотворение у Я. Козловского "Все зависит". - Давайте послушаем стихотворение и решим, от чего же все зависит. (Инсценированное чтение - 3 ученика. )
- От чего же все зависит? (- От ударения. ) - Мы правильно определили пароль, наша страница открылась! 4. Выполнение упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов (Определение роли омонимов и разных значений слова в отрывке из стихотворения С. Кирсанова "Птичий клин" - текст стихотворения на листах (на парте)). - Дальше на странице перед нами "поиск" Продолжает весеннюю тему стихотворение С. Кирсанова "Птичий клин". - Прочитайте стихотворение про себя. Выразительно прочитаем вслух.
- Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении. На полях, перо - совпадают и в произношении и в написании, являются словами одной части речи. - На обратной стороне листа вы найдете выписку из словарной статьи "Толкового словаря русского языка" С. И. Ожегова. - А как же нам отличать многозначные слова от омонимов? (В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. ) Поле 1. Безлесная равнина, пространство. 2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли. 3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь. 4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. ) 5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. ) 6. Основной цвет, фон под узором. 7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи. 8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону. Перо 1 - Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам. Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений. Вывод: В данном стихотворении поэт употреблял многозначное слово "поле" в различных значениях (назвать в каких) и слова "перо", которые являются лексическими омонимами. - Итак, поэт использовал слова, различные по значению – омонимы, обыграл в стихотворении многозначность слова. Работа с толковым словарем. - Наш толковый словарик в "Приложении" учебника "Практики" (с. 343) содержит небольшое количество слов, в нем не представлены омонимы. Омонимы представлены в специальном словаре – это "Словарь омонимов русского языка" О. С. Ахмановой, с этим словарем мы познакомились на предыдущем уроке. Так же омонимы мы можем легко определить и по толковому словарю. Индивидуальное задание : 2 ученика. По "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова 2 ученика найдут примеры омонимов (по 1-2 примера), а мы с вами по толковому словарю учебника найдем примеры многозначных слов. (Омонимы - губа с. 144, многозначные слова – акварель…) 5. Анализ фонетических омонимов (омофонов) Анализ омофонов. - Следующим пунктом на странице обозначен анализ омофонов. - Давайте вспомним, что это за слова? (Омофоны - это слова, имеющие одинаковое произношение, но различное значение и написание). - В этом блоке нам надо быть особенно внимательными. -В рабочих тетрадях записываем число, классная работа, название нашей страницы "Омонимы". Запись под диктовку: - Запишем под диктовку предложения, объясним написание омофонов. 1). На уроке не спешите, аккуратно текст спишите. (устно). 2). Пока на лавке посидел, я от снега поседел. 3). Скоро встречу я в лесу настоящую лису. 4). Я вчера отмыла стены все от мыла. - В первом предложении омофоны являются разными словами одной части речи – глаголами, во втором – снова глаголами, в третьем – существительными. Омофония проявляется в пределах морфемы (корни – омофоны). В четвертом предложении - омофоны появились в результате совпадения в произношении слова и сочетания слов (глагола и существительного с предлогом). 6. "Шифровка" Шифровка – задание по вариантам. - Разгадайте зашифрованные слова. - У нас в транскрипции записаны слова. Но здесь зашифровано не одно, а два слова – омофона. - Давайте определим, произношение каких слов зашифровано. Слова записаны на доске: 1 вариант: чистата 2 вариант: грип - Запишите омофоны и проверочные слова, помогающие нам не ошибаться в написании: чистота – чистый грипп – словарное слово частота – частый гриб – грибы Вывод: Написание омофонов разных групп обязательно соотносить со значением слова, с его морфемным строением. 7. Выполнение задания по карточке Самостоятельная работа. Дифференцированный подход. Карточки. Карточка №1 (красная). Составьте и запишите словосочетания с каждым существительным: замок - замок духи - духи (Это омографы). Карточка № 2 (голубая). Составьте и запишите предложения с любым словом из каждой пары: хлопок - хлопок атлас - атлас (Это омографы). Карточка № 3 (зеленая). Прочитайте текст. Спишите, раскрывая скобки. Раз приснился Коле сон, Он катился колесом. И среди травы (с) ухой Угодил в котел (с) ухой. Определите, чем являются выделенные слова. (Это омофоны). - Оценки за работу я объявлю на следующем уроке. 8. Игра "Где, в каком виде, почему?" - А теперь немного поиграем. - Я загадала омонимы (это существительное). Задайте три разрешенных вопроса, которые помогут отгадать слова. 1. Где (мы можем встретить это? а) В огороде. б) На охоте. 2. В каком виде (это может быть)? а) В жареном. б)В натянутом. 3. Почему (мы любим это)? а) Я его не люблю, потому что от него слезы льются. б) Из него можно стрелять. Ответ: лук – лук. 9. Анализ грамматических омонимов (омоформов) Анализ омоформов. Омоформы – слова, совпадающие в произношении и написании только в определенных формах. - Запишите пары предложений: 1. Острое стекло поранило мне ногу. – Молоко медленно стекло со стола. 2. Кошка пила молоко. – Плотнику нужна пила. - Слова каких частей речи выступают как омоформы? Разберем по составу слова стекло – стекло. Предложения второй пары разберем по членам. 10. Выполнение творческого задания Вклад. - Богатство русского языка и русской речи легло в основу создания многих стихотворений и веселых произведений. Например, Я. Козловского, стихи которого мы читали. - Закончить хочется "весенним" стихотворением этого поэта "Март":
- Какие слова в данном стихотворении являются рифмами? (Омоформы). - И для завершения работы на странице "Омонимы" мы должны внести свой вклад на эту страницу сайта. - Давайте попробуем сочинить пару строк, используя, например, омофоны. Опорные слова – на доске. луг - лук ; плот – плод; грипп – гриб; роз – рос; мох – мог; поднос – под нос; (в) лесу – лису; несу мел – не сумел. Примеры:
11. Домашнее задание Домашнее задание.
Пароль к следующему уроку заключен в домашнем задании. (Записываем задание в дневник). 12. Подведение итогов - Схема замкнулась, наше путешествие по данной странице сайта закончилось. На следующем уроке мы начнем посещение другой страницы. Объявление оценок за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |