Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-путешествие как один из способов изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 8-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-путешествие как один из способов изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 8-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2018.09.05
Просмотров: 320

Васильева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Ох, как скучно жить на свете,
Коли нет фразеологизмов!

Цели урока:

1) познакомить учащихся с синонимией фразеологизмов, с особенностями употребления фразеологизмов в речи;

2) пополнить фразеологический словарик учащихся;

3) развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи.

Оборудование: шуточные рисунки, плакат с флагом Фразеологии, фразеологические словари, карточки для игры “Лото”, магнитофон, запись передачи “Радио-няня”.

Ход урока

(Звучит песня из радиопередачи “Радио-няня". Выходят ведущие урока - царица Фразеологии (в роли царицы выступает учительница), два фразеологольчика.

Фразеологольчики:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Вы, наверное, узнали знакомую песню из телепередачи “Радио-няня”. Если кто-то не помнит, то напомним.

- Это была самая интересная, самая умная передача на радиовещании… Только её теперь нет. Но мы по просьбе многих мам и пап, которые учились русскому языку на этой передаче, решили сделать вам сюрприз и пришли к вам на урок, чтобы помочь лучше понять тему сегодняшнего урока

- Сегодня у нас будут песни и шутки, интересные загадки и задачи!

- И смеха, и веселья, и юмора!

- Итак, начинаем наш весёлый урок!

(Звучит песня из радиопередачи “Радио-няня” и раздаётся звонок)

Царица:

- Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали иногда. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретить друзей. Но однажды по стране прошёл слух, что в царстве Фразеологии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им поскорее найти друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил эти слова под флагом Фразеологии, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться друг на друга. И приняв клятву верности, они стали называться одним словом – Фразеологизмом. Ведь всё равно каждый из них не потерял соей красоты, яркости, а только лучше стали, как всякие счастливые.

Царица:

- Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “идиотизмами”,российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Фразеологоьчики:

- Однако… делу время, а похоже на час. Радио-няня поведёт нас сегодня в царство-государство Фразеологии. Путешествуя по стране Фразеологии, мы встретимся с интересными и разнообразными заданиями, посоревнуемся с друзьями, узнаём замечательные сведения из истории языка. Но самое главное - не забывайте о словарях. Это ваши друзья и помощники. Они ответят на любой вопрос.

- В пути вас ожидают минутки для шутки, когда можно отгадывать загадки, рассматривать весёлые рисунки. Помогать вам в путешествии будут весёлые знаки-путеводители. Итак, друзья мои, счастливого пути.

- А отправимся мы с вами в путь вот с этой станции, где стоит знак

"Мудрено сотворено?"

Царица:

- Что бы это значило? Иногда, ребята, вам непонятны выражения взрослых. Потому что вы не знаете, как рождаются фразеологизмы. Вот послушайте мой рассказ.

Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. Существуют, например, слова вода, на, сливаются и фразеологизм “водой не разольёшь”. Так из слов, точнее из сочетаний, рождается большинство фразеологизмов. Во фразеологизмах слова теряют прежние значения.

Фразеологизмы:

- А что произошло с Андрюшей?

- Что услышал Андрюша? Какие выражения?

- Назовите фразеологизмы, которые Андрюша нарисовал на рисунках.

- Объясните, когда эти фразеологизмы употребляются в речи.

(Ребята знакомятся с шуточными рисунками (Рисунки 1,2,3,4,5) и разгадывают, какие же фразеологизмы нарисованы на них, объясняют их употребление в речи)

На рисунках нарисованы такие фразеологизмы:

  • писать куриными лапами
  • крокодиловы слёзы
  • сесть в калошу
  • взять быка за рога
  • рог изобилия

Фразеологольчики приближаются к следующей станции.

“Какого роду - племени?”

Царица:

- “Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится” - говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставши крылатой фразой, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

- Ребята, вам хочется узнать, откуда фразеологизмы входят в нашу речь? Почему мы говорим “рог изобилия”, “бить баклуши”, “крокодиловы слёзы”?

Царица Фразеологии проверяет домашнее задание. Ученики к уроку должны были подготовить сообщения о происхождении фразеологических оборотов, используя разные словари и пособия.

Рог изобилия. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.

Бить баклуши. Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение “бить баклуши” превратилось во фразеологизм.

Крокодиловы слёзы. Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: “Егда иметь человека ясти (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт.

Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.

Канитель тянуть. В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить: канитель тянуть, т.е. медлить, мешкать. Отсюда и слово проволочка – одного корня с проволокой, которую приходилось очень долго волочить, тянуть.

Фразеологизм “голубь мира” получил широкое распространение с апреля 1949 года, со времени первого созыва Всемирного конгресса сторонников мира. Французский художник Пабло Пикассо создал рисунок для международной эмблемы мира, изображающий голубя с оливковой ветвью в клюве. Ещё в древнем библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку – известие о том, что стихия умиротворилась. В Древнем Риме символом мира были голубки, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса, бога войны.

Заварить кашу. В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне.

От этих хлопотливых “каш”, в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.

На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: “на воре шапка горит!” Один человек невольно схватился за голову. Он т оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.

- А как появились фразеологизмы остаться с носом и зарубить на носу?

Оказывается, они не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос как к обозначению части лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения:

показать нос

натянуть нос

водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить)

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошо запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой (тем самым нос – от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

Станция “Поиграйте с друзьями”

Фразеологольчики:

- Мы хотим загадывать загадки. Слушайте нас внимательно.

  1. Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?
  2. Выполняется быстро, ловко, хорошо.
  3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д.
  4. Очень темно, совершенно ничего не видно.
  5. Оказаться в неловком, глупом положении.
  6. Молчать, не говорить лишнего.
  7. Выполнять обещание.
  8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно.
  9. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.
  10. Его вешают, приходя в уныние.
  11. Не цветы, а вянут.

Ответы:

1. Медведь на ухо наступил.

2. Горит в руках.

3. Семь пятниц на неделе.

4. Ни зги не видно.

5. Сесть в калошу.

6. Будто муху проглотил.

7. Дать зарок.

8. Открывать Америку.

9. Мухи не обидит.

10. Вешать нос.

11. Уши вянут.

Станция “Хорошие речи приятно и слушать”

- Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните, что они обозначают.

… Какой переполох поднялся из-за моего ныряния! По берегу во весь опор мчались ко мне добровольцы. Впереди всех бежал бородатый старик. Едва я выбрался на берег, старик без всяких разъяснений схватил меня за ухо и стал кричать…

Отец стоял в стороне и не вмешивался. Между прочим, он только говорит иногда “спущу три шкуры”, но на самом деле даже пальцем меня не трогает.

Утром, когда я проснулся, отец сказал:

- Я пойду в управление устраиваться, а ты можешь погулять по Братску. Только смотри мне…

Но отец мог и не предупреждать. Теперь я уже не буду выкидывать никаких штучек. Хватит. Пора браться за ум.

- Перед нами станция с интересным названием

“У кого хвост длиннее?”

Фразеологольчики:

- Какой хвост?

- Разве у кого-то из нас есть хвост?

- А вот сейчас узнаем.

Царица:

- Дорогие мои помощники, я написала на доске три фразеологизма; используя одно из них, вы должны составить как можно длинное предложение.

Ребята составляют предложения, и царица проверяет, как ученики справились с этим заданием. Победителю вручается длинный-длинный хвост, приготовленный заранее к уроку.

Царица:

- В царстве-государстве Фразеологии много детей-фразеологольчиков. Они весёлые и шустрые. Они очень любят гулять с мамой по двору. Во время прогулок мама рассказывает своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так идёт время, фразеологольчики взрослеют, и мама выводит их на первую рабочую прогулку.

Фразеологольчики:

- Ребята, и я, и весь наш народ занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении.

- И у нас есть любимая игра “Лото”.

Станция “Лото”

Для игры приготовлены карточки. На маленьких (1) карточках должны быть написаны фразеологизмы, на больших (2) – тоже фразеологизмы, но фразеологизмы-синонимы, так как в русском языке существуют немало синонимических фразеологизмов, различных по своему звучанию, но близких по значению. Затем ведущий тасует карточки и произносит данные фразеологизмы. Участник игры, у которого оказался синонимичный фразеологизм, поднимает руку, читает фразеологизм, берёт карточку и накрывает соответствующую клетку таблицы.

Выигрывает тот, кто раньше всех закрыл все клетки своей таблицы и по требованию ведущего сумел объяснить значения некоторых из них. Ведущий может любому игроку дать задание составить предложение с этим выражением. За каждый правильный ответ два балла. Подсчитайте заработанные вами баллы и назовите победителя.

Альфа и омега. 2. Без сучка и задоринки. 3. Валится из рук. 4. Важная птица. 5. Гусь лапчатый. 6. Души не чаять. 7. Заваривать кашу. 8. Жребий брошен. 9. Вдоль и поперёк. 10. Бьюсь об заклад. 11. Выйти в свет. 12. Глазом не моргнёт. 13. Выйти в тираж. 14. Лицом к лицу. 15. Канцелярская крыса. 16. Считать ворон. 17. Каши просят. 18. Козёл отпущения. 19. Море по колено. 20. Молоко на губах не обсохло. 21. На краю пропасти. 22. Падать духом. 23. Презренный металл. 24. Руки в брюки. 25. Тёртый калач. 26. Испокон веков. 27. Тянуть кота за хвост. 28. Хоть лопатой греби. 29. Утереть нос. 30. Терять голову.

Краеугольный камень. 2. Как по маслу. 3. Руки опускаются. 4. Птица высокого полёта. 5. Лиса Патрикеевна. 6. Сходить с ума. 7. Огород городить. 8. Рубикон перейдён. 9. Как свои пять пальцев. 10. Держать пари. 11. Увидеть свет. 12. Рука не дрогнет. 13. Сойти со сцены. 14. Глаза в глаза. 15. Чернильная душа. 16. Сидеть сложа руки. 17. Разевают рот. 18. Мальчик для битья. 19. Трын-трава. 20. Нос не дорос. 21. На краю гибели. 22. Вешать нос. 23. Жёлтый дьявол. 24. Шалтай-балтай. 25. Стреляный воробей. 26. Со времён Очакова и покоренья Крыма. 27. Тянуть нищего за суму. 28. Непочатый край. 29. Заткнуть за пояс. 30. Сбиваться с толку.

Станция “Раз, два, три – говори”

- Ребята, назовите фразеологизмы, в состав которых входили бы изображённые на рисунке (Рисунок 6) животные. Скажите, когда употребляются эти фразеологизмы? Составьте примеры. Кто больше назовёт фразеологизмов и правильно скажет об их употреблении в речи?

Станция “Всяк молодец на свой образец”

- Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах?

- Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?

- Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы?

- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

- С какой целью используются фразеологизмы в художественной литературе?

- Какова роль фразеологизмов в языке?

Итог урока

Ребята, мы с вами убедились, что царство-государство Фразеологии сказочно богато. Его богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В его кладовых хранятся слова – от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. А вот послушайте, как об этом же, но только в стихах сказала поэтесса Мария Комисарова:

Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.
Народ – певец, ваятель, воин,
И в безмятежности своей
Бессмертие он удостоен
Одной с ним жизнью жить умей.

Так вот, жители, населяющие это царство-государство, бережно хранят всё богатство нашего языка и с удовольствием разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек так же бережно и аккуратно обращается со словом.

Ребята, как мы с вами смогли использовать это богатство, как бережно отнеслись к словам – узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание.

- Составьте рассказ о дружной работе, используя следующие фразеологизмы: вносить предложение, выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым делом, не покладая рук, рука об руку.

- Вот и закончилось наше путешествие. Говорят, конец – делу венец. И нам хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми словами, штампами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.

Желаю вам успехов!

(раздаётся звонок)

- Весёлый урок закончен.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21