Преподавание русского языка Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2086 Привезенцева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование.
Дидактический материал: портрет детского писателя С. Я. Маршака. Эпиграф: Нельзя, чтобы тот себя письмом прославил, Ход урокаI. Организационный момент.II. Орфографический диктант «Проверь себя».Задание. Записать проверочные слова к диктуемым учителем словам. Орфограмма «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.»
III. Работа в парах.(Один ученик задаёт вопрос, другой ученик отвечает.) Учащиеся получают карточки с вопросами, охватывающими теоретический материал нескольких тем: « Признаки однородных членов предложения», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», «Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах». Примерные вопросы:
В процессе повторения материала на доске рисуются схемы предложений с однородными членами (можно схемы на карточках приготовить заранее).
IV. Работа с дидактическим материалом.Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Совершенствуем умение применять теоретические знания. В качестве дидактического материала используются строчки из стихотворений С.Я.Маршака. Это позволяет активизировать знания учащихся по литературе и проявить больший интерес к произведениям С. Я. Маршака. Задание:
Дидактический материал.
V. Работа с текстом.Знаки препинания в предложениях не расставлены. Варианты однородных членов предложения выделены курсивом. Задание:
Текст. Ранней зимой в парках и в лесу установилась тишина. С пасмурного неба падают одинокие и редкие снежинки. На ладонях они превращаются в чистые капли воды смерзаются. В лесу остались зимовать птицы синицы и дятлы сороки и воробьи. Редкие грозди красной рябины напоминают о лете и об осени. VI. Занимательная задачка.Предложения записаны на заранее подготовленных карточках 1, 2. Задание:
Карточка 1.
С. Я. Маршак. «Багаж». Карточка 2.
С. Я. Маршак. «Багаж». VII. Сочиняем сказки об однородных членах предложения.Учащиеся учатся составлять текст, используя теоретические знания по теме урока. Вот какие творческие работы были подготовлены учащимися в качестве домашнего задания к данному уроку. Сказка про двух братьев. Когда-то жили два брата, два однородных члена предложения – глупый и умный. Однажды поссорились они, потому что не хотели больше жить вместе. Попросили братья запятую разделить их. Запятая пришла к братьям, да не одна, а с союзами а, но, и. Сказала запятая: «Скучно мне будет жить с вами, поэтому пришла я не одна. Привела я своих друзей». Братья ей ответили: «Хорошо, попробуй соединить нас союзами». Встала запятая вместе с союзом а. Понравилось братьям. Встала запятая с союзом но. И так понравилось братьям. А союз и не захотел разделять двух братьев, а пожелал помирить их. Встал союз и один, без запятой. Не понравилось это братьям. Разделились они, сказали возмущённо: «Что ты делаешь? Не желаем мы жить вместе. Уходи!». Союз и обиделся и ответил: «Не хочу я вас разделять. Это не по-братски!». Ушёл, не оглядываясь. Так в русском языке и повелось: запятая дружит с союзами а, но и всегда готова разделить все однородные члены. Сочинила Хасанова Саша, ученица 5а класса, Сказка об однородных членах предложения. Жили-были сказуемые. Вечно спорили они между собой, потому что никак не могли решить, кто же из них главней. Вот и ссорились: - Я главней! – говорит первое сказуемое. - Нет, я! – кричит второе сказуемое. Услышало их споры подлежащее. Решило оно помирить сказуемые и пригласило братьев к себе в предложение. Да только и там споры не прекращались, ведь стояли-то они рядом. Думало подлежащее, думало и придумало. Позвало союз и запятую. Разделила запятая сказуемые. Если запятая отсутствовала, то одиночный союз и заменял её. Споры между братьями прекращались. С тех пор между однородными членами стоит либо одиночный союз и, либо запятая. Больше сказуемые-братья не спорят, а живут в мире и согласии. Сочинил Бооде Марк, ученик 5а класса, VIII. Итог урока.Закрепление пунктуационных навыков обеспечивает такая форма работы, как тест. Тест.
IX. Познавательная страница.Что означает «играть в бирюльки»? Бирюлька (ж.р.). Бирюлечка (ж.р.).
Это русская игра. Когда-то в долгие зимние вечера она спасала от скуки. Горсть ровно нарезанных соломинок или маленькие деревянные игрушки горкой (ворохом) высыпали на стол. Играющие специальным крючком вытаскивают по одной бирюльке, стараясь не потревожить, не встряхнуть вороха бирюлек. Если один игрок был неосторожен, очередь переходила к другому игроку. Играли долго, пока все бирюльки не были вытащены. Выигрывал тот, у кого оказывалось большее количество вытащенных крючком бирюлек. Задание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |