Преподавание литературы Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2918 Онищенко Николай Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ; Онищенко Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (24,47 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип урока: интегрированный урок литературы с ОБЖ. Цели урока:
Формы работы:
Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к викторине «Самый внимательный читатель». Оборудование: тексты рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Литература. Учеб. хрестоматия для 5 кл. ср. шк. Ч.2 / сост. Т.Ф. Курдюмова.– М.: Просвещение, 1992.); компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, звуки голосов птиц; кроссворд; ХОД УРОКА I. Организационный этап. Сообщение темы, эпиграфа, цели. Запись темы в тетради. (Слайд 1) II. Этап изучения нового материала Учитель литературы: 1. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Ребята, давайте совершим небольшую заочную экскурсию в Красноярск и в то место, где родился великий писатель. (слайды 2-7) – Задайте вопросы о писателе, ответы на которые вам хотелось бы узнать? 2. Сообщение учеников о писателе (слайды 8-10). Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах. Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов. Из родных мест ушёл на фронт, сражался, был тяжело ранен. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий». В 1959-1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. – Я, надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». 3. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро» (стр.119, учебник) (слайды 11-12) «Васюткино озеро» – попробуем представить, о чём говорит название произведения. 4. Викторина «Самый внимательный читатель» (слайд 13). 5. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном: – Понравился ли вам рассказ? 6. Прослушивание плана по рассказу. III. Работа с текстом рассказа Учитель литературы: – Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий? 1. Посмотрим, как это было (инсценировка «Сборы Васютки в тайгу»). – О каких «таёжных законах» напоминает Васютке мать? 2. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня. (слайд 14) (по толковым словарям учащиеся ищут лексическое значение слов) Учитель литературы: – С чего начались Васюткины приключения в лесу? (Встреча с кедровкой) (слайд 15). 3. Анализ эпизода «Охота Васютки на глухаря» (стр.123-124): – Назовите глаголы, которые использует автор в этом эпизоде. Учитель литературы: Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? 4. Выразительное чтение отрывка «Тайга …Тайга..» (стр. 129) (слайд 16) – Почему тайга напоминает Васютке море? IV. Физкультминутка (проводит учащийся). Учитель ОБЖ: (слайд 17) Давайте рассмотрим животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе. (Класс разделён по группам: «лесники», «охотники», «рыбаки»). V. Всем группам даются задания:
Учитель ОБЖ: – Перечислите породы рыб, встречающихся в рассказе (слайд 18). Давайте с ними познакомимся (слайд 19). Учитель ОБЖ: Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге. – Почему Васютка решил идти на север? Учитель литературы: «Тайга, наша кормилица, и хлипких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете? (Слайд 33) Учитель литературы: Какие чувства испытывает мальчик при встрече с ботом? Почему? – Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека. (Слайд 34) VI. Вывод. (обратить внимание на эпиграф): Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. В.П. Астафьев Васютка воспользовался услугами своей богатой памяти и с её помощью совершил своё открытие: нашёл озеро. Его название стало памятью о Васютке. Он делает свою памятную зарубку – открывает озеро. Учитель ОБЖ: (предлагает учащимся ответить на вопрос и сделать вывод) Благодаря чему Васютка смог выжить в тайге? (Слайд 35) VII. Домашнее задание: (слайд 36)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |