Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А.Н.Островский «Гроза». Пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана по материалам его поездки по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о про- винциальном купечестве, который должен был бы называться «Ночи на Волге». Но замысел так и не был осуществлён. В 1859 г. была написана первая драма из этого цикла – «Гроза». Действие этой драмы происходит в провинциальном городе Калинове. Одной из главных героинь произведения является богатая купчиха, вдова. Властная и суровая Кабаниха на публике следует «Домострою», а дома не терпит ни в ком проявления личной воли. А.Н. Островский рисует её как убеждённую защитницу устоев «тёмного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит, что всё делается и говориться не так, как надо. Она пытается принудить всех строить жизнь по себе. Весь её гнев, вся злоба – во имя господства над другими людьми. Она тиранит людей, чувствуя, что её самовластию приходит конец, а без этого ей незачем жить. « Ханжа, сударь,- говорит Кулигин Борису. - Нищих оделяет, а домашних заела совсем». А когда домашняя трагедия завершается гибелью ненавистной ею невестки Катерины, побегом Варвары, бунтом Тихона, Кабанова готова проклясть не только память о непокорной невестке, но и собственного сына: «Прокляну, коли пойдёшь! Об ней и плакать-то грех!» Под стать Кабанихе и Дикой – законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Уже фамилией Дикой Островский даёт ему характеристику. Его жестокость и деспотизм держатся на деньгах. В городе все трепещут перед Диким, а жаловаться на него – пустое дело. Речь его пестрит бранными словами и грубыми выражениями: «дармоед», «тьфу ты, проклятый». Однако не со всеми он так разговаривает, только с теми, кто ему разрешает. Стоит ему натолкнутся на сопротивление, как он пасует. Эта его слабость, эта трусость, свидетельствует о том, что Дикой, как и Кабаниха, недолговечен, что их владычеству приходит конец. Пьеса «Бесприданница» была написана через 19 лет после «Грозы». Многое изменилось за это время. Появились новые лица. Это Кнуров, Вожеватов, Паратов. Но все эти новые крупные дельцы с европейским лоском и российским размахом в нравственном отношении ничуть не выше Дикого и Кабановой. Стремление всё на свете выгодно продать или купить – вот основа их жизненной философии. Трагедия Ларисы Дмитриевны, которую мать готова выгодно сбыть с рук любому состоятельному «покупателю», для них развлечение. С чудовищным цинизмом, видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают её в орлянку. Соперники даже не пытаются прикрыть свою сделку маской порядочности и говорят о Ларисе как о предмете купли-продажи: «А ведь, чай, не дешевле «Ласточки» обошлась бы?» Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть…лишнего не передам». Ещё более гнусную роль в трагедии Ларисы играет «большой барин» Сергей Сергеич Паратов. Именно из-за его предательства она потеряла веру в людей и желание жить. Для этого сильного, ловкого хищника на свете нет | | ничего святого. « Что такое «жаль» я не знаю,- говорит Паратов.- У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Он, не задумываясь, торгует всем: продаёт не только пароход, совесть, любовь, но и себя самого. О продаже своей свободы он говорит на языке истинного купца: «…Хочу продать свою волюшку», которую оценивает в «полмиллиона-с». В обеих пьесах Островского мы видим трагедию чистого, светлого человека, которому пришлось столкнуться с жестоким миром, где господствует бесчеловечность. А.Н.Островский осмеивал властителей этого жестокого мира, гневно обличал их. Его пьесы были поставлены на сценах многих театров. Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии, является одним из самых выдающихся русских писателей. В своих рассказах, повестях он раскрывает весь спектр проблем того времени. Темы его произведений настолько разнообразны, что кажется, что они - сама жизнь. Одной из главных тем была проблема любви. Он вглядывается в это удивительное многогранное чувство с разных точек зрения. В рассказе «Солнечный удар» любовь рассматривается как вспышка, ослепляющая человека, как «солнечный удар», даже как болезнь. Сюжет этого рассказа таков: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии, является одним из самых выдающихся русских писателей. В своих рассказах, повестях он раскрывает весь спектр проблем того времени. Темы его произведений настолько разнообразны, что кажется, что они - сама жизнь. Одной из главных тем была проблема любви. Он вглядывается в это удивительное многогранное чувство с разных точек зрения. В рассказе «Солнечный удар» любовь рассматривается как вспышка, ослепляющая человека, как «солнечный удар», даже как болезнь. Сюжет этого рассказа таков: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии, является одним из самых выдающихся русских писателей. В своих рассказах, повестях он раскрывает весь спектр проблем того времени. Темы его произведений настолько разнообразны, что кажется, что они - сама жизнь. Одной из главных тем была проблема любви. Он вглядывается в это удивительное многогранное чувство с разных точек зрения. В рассказе «Солнечный удар» любовь рассматривается как вспышка, ослепляющая человека, как «солнечный удар», даже как болезнь. Сюжет этого рассказа таков: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. |
Действие пьесы М.Горького «На дне», написанной в 1902 году, разворачивается в ночлежке Костылева. Разные по социальному происхождению, характерам и по судьбе люди встретились в ней. Их всех роднит одно понятие - «бывшие». Все они сломленные, обездоленные, очутившиеся на самом дне жизни люди. Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них человеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем решительно говорит об их бессилии, непригодности к новой жизни. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагически сложившихся обстоятельств. Слышны только слова, что «человек … звучит гордо». Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж – Лука. И вместе с ним появляется новый мотив: возможность утешения, сострадания или разоблачения. Главная проблема в пьесе Горького состояла в том, что нужнее – истина или сострадание? правда или ложь? Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Насте он помогает верить в ее выдуманную любовь, Актеру – в лечебницу для пьяниц, где его сделают человеком, Анну успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет вольной и свободной жизнью в Сибири. Жаль, только, что все его обещания основаны на лжи и жалости. Он стремится утешить человека, ничего для него не делая, ничем не рискуя. Намерения Луки помочь людям кажутся понятными. И вот в третьем действии пьесы Лука рассказывает Бубнову притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. «Был он – бедный, жил - плохо, … но духа не терял, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Еще несколько - пожду… а потом – брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю…»». Но прислали некого ученого с книгами и тот доказал, что «… все земли показаны, а праведной - нет!..» И тогда человек с горя повесился . Этим эпизодом Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь, и как опасна для них бывает правда, что не всякая правда по плечу человеку. Но композиция пьесы, ее развитие разоблачает философию Луки. Каждый из героев вначале жил своей мечтой, надеждой. Появление Луки с его философией утешения укрепляет обитателей ночлежки в своих мечтах. Но вместо мира и тишины там назревают острые драматические события, которые достигают пика в сцене убийства Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки. Философия Луки отвергает и Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!». Но человек не может жить без надежды на лучшую жизнь. И мне кажется, что иногда ложь во спасение просто необходима. Но это мое мнение. А Лу
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|