Преподавание литературы Интегрированный урок в 9–10-х классах "Статистический метод определения авторства художественного текста"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 978 Герасимова Наталия Львовна, учитель русского языка и литературы; Васильева Елена Юрьевна, учитель математики Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,15 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Оборудование и материалы:
Организационный момент:
Ход урока (Слайд 2) Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Перед вами два учителя, казалось бы далеких друг от друга предметов литературы и математики и странное слово СЕНОВАЛИТР на доске. Наша задача - выяснить, можно ли это все соединить. Вы уже, наверное, обратили внимание на высказывания Рене Декарта и Александра Герцена и скажете можно, но ответите ли, зачем? Внимательно прослушайте наборы слов из описания дух балов в произведении Пушкина. Первый бал: Мазурка, раздалась, дрожало, паркет, рамы. (Слайд 3) Учитель математики: Второй бал: Дамы, по лаковым, скользим, доскам, мы. Учитель литературы: Как вы думаете, на каком балу танцы были более зажигательные, шумные и подвижные, а на каком - более плавные, церемонные и медленные? Предполагаемый ответ: Более громкие - на первом балу, более плавные - на втором балу. Учитель литературы: За счет чего Пушкин достиг такого эффекта, что читателю или слушателю становится очевидной разница между двумя балами? Предполагаемый ответ: За счет повторения звуков: в первом случае - "р"; во втором случае - "л" и "м". Как называется этот прием? Обсуждение и предполагаемый ответ: Аллитерация. Определение. Учитель литературы: Прочитаем весь отрывок описания балов. (Слайд 4) Значит, что при аллитерации некоторые звуки употребляются чаще, чем это свойственно основному потоку русского языка. В этом мы можем удостовериться с помощью математики, сухих и достоверных чисел. Учитель математики: Математику считают сухой и скучной наукой. Но сами математики сравнивают ее с поэзией, некоторые великие математики сами писали стихи, сочиняли музыку. И порою простые числа могут о многом рассказать. Многие математики занимались глубоким изучением художественного текста, на стыке двух наук зародилась математическая лингвистика, где с помощью математического аппарата описываются художественные приемы, стили и многое другое. Давайте повторим некоторые статистические характеристики, которые в дальнейшем нам потребуются. Проведем маленькое статистическое исследование текста:
Возьмите в раздаточном материале приложение 1 Задача 1. А. Выберем характеристику или варианту: длину слова в этом фрагменте. Сколько элементов будет в нашей выборке? Предполагаемый ответ: 11, столько же, сколько слов. То есть, объём выборки равен 11. Выпишите ряд данных, затем расположите его в порядке возрастания. Под диктовку ученика записать на доске: 12222348878 Определите размах ряда, медиану, моду, среднее арифметическое (округлите до целых). Предполагаемый ответ: размах ряда - 7 букв, медиана ряда - слово длиной 3 буквы, мода ряда - слово длиной 2 буквы, средняя длина слова - 4 буквы. Как вы считаете, действительно в произведениях А.С. Пушкина самое распространённое слово состоит из двух букв, как можно судить по полученным нами данным? Предполагаемый ответ: Нет Это происходит потому, что наша выборка мала, то есть, говоря научным языком, нерепрезентативна. Задача 2. Б. Выберем другую характеристику: частоту повторения буквы "е". 1) Найдите объём выборки. Предполагаемый ответ: 52 2) Определите частоту варианты "е", ответ округлите до тысячных. Предполагаемый ответ: 3 3) Определите относительную частоту варианты "е". Предполагаемый ответ: 0,058 Аналогично можно просчитать относительную частоту встречаемости каждой буквы. Для того чтобы данные были достоверными выборка должна быть очень большой. Изучая этот вопрос, математики установили интересный факт: оказывается, для каждого языка свойственна своя частотная таблица встречаемости букв. Учитель литературы: Как вы думаете, какая буква чаще всего встречается в русском языке? Предполагаемый ответ: а. Учитель литературы: Давайте проверим ваше предположение по диаграмме. (Слайд 6) Вы видите, что наиболее часто употребляемая буква в русской речи буква "о". Посмотрите снова на слово перед вами СЕНОВАЛИТР. Может быть, теперь вы сможете отгадать тайну происхождения этого слова? Учащиеся приводят свои рассуждения. Учитель литературы: Если внимательно посмотреть на диаграмму, то можно увидеть, что чаще всего встречаются буквы: с, е, н, о, в, а, л, и, т, р. Именно из них и составлено слово СЕНОВАЛИТР. Для справки: в английском языке из наиболее часто встречающихся букв составлено слово (Слайд 7) Учитель математики: Ещё одной числовой характеристикой языка является соотношение гласных и согласных букв. (Слайд 8. (Без данных по русскому языку) Учитель литературы: Известный русский учёный М.В. Ломоносов писал: "Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка". Как вы думаете, где на этой диаграмме будет располагаться русский язык? Учащиеся приводят свои рассуждения. (Слайд 8. Добавляется русский язык) Учитель математики: Продолжая скрупулёзно обрабатывать различные художественные тексты, дотошные математики установили, что даже внутри русского языка каждому настоящему художнику слова присуща своя характерная частотная таблица встречаемости букв. Это помогло разрешить много вопросов в литературе. Учитель литературы: Много сомнений и споров было по поводу авторства "Тихого Дона". Некоторые исследователи считали, что в 23 года М.А.Шолохов не мог написать такую глубокую и поистине великую книгу. Статистический анализ романа подтвердил гипотезу о М.А.Шолохове, как об истинном авторе "Тихого Дона". Возьмите приложение 2, просмотрите отрывок из произведения известного писателя. Сможете ли вы определить автора? Предполагаемый ответ: вероятнее всего ученики не смогут дать верный ответ, если же учащиеся определили автора, учитель предлагает проверить правильность ответа. Учитель математики: Воспользуемся помощью математики. Для определения авторства мы воспользуемся только одной характеристикой: частотой встречаемости букв. В силу ограниченности времени, мы обсчитаем только некоторые буквы. Разделимся на 3 команды. Каждая команда рассчитывает частотные характеристики 3-х букв. Для того чтобы увеличить выборку и повысить достоверность результата, команда делится на три группы (у каждой своя часть текста), затем каждая команда рассчитывает среднее арифметическое и заносит в сводную таблицу свои результаты. Для более быстрого и правильного подсчёта с помощью компьютеров воспользуемся возможностями программы Microsoft Word. Давайте вспомним, как это сделать. (Слайд 9) Возьмите приложение 3 и пройдите за компьютеры. Учащиеся рассаживаются за компьютерами, открывают тексты приложение 7, просчитывают относительные частоты определенных букв и возвращаются на свои места. Каждая команда должна найти среднюю относительную частоту своих букв и занести ее сводную таблицу. Команды озвучивают свои результаты, и учитель фиксирует их на доске (таблица заготовлена заранее), а команды вписывают все результаты в сводные таблицы. А теперь возьмите приложение 4, частотные таблицы 3-х авторов Пушкина А.С., Толстого Л.Н. и Платонова А.А. и определите автора текста. (Слайд 10) Предполагаемый ответ: Толстой Л.Н. Учитель литературы: Итак, мы убедились в огромных возможностях математики, и в том, что скромные числа могут дать ответы на многие вопросы. А теперь поиграем: работать будем в парах. Возьмите лист приложение 5. Здесь зашифровано высказывание. Каждой букве русского алфавита поставлено в соответствие число. Ключом служит частотная таблица русского языка в виде диаграммы, она у вас в приложении 6. Расшифруйте высказывание. Каждой группе (всего 9 групп) необходимо расшифровать свою часть текста. После расшифровки по очереди группы зачитывают свои отрывки и получается: (Слайд 11) 1. О тайнах сокровенных невеждам не кричи, 2. И бисер знаний ценных перед глупым не мечи, 3. Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь, 4. Лелей свои надежды, но прячь от них ключи. 5. То, что судьба тебе решила дать, 6. Нельзя ни увеличить, ни отнять. 7. Заботься не о том, чем не владеешь, 8. А от того, что есть, свободным стать. Что за произведение? Кто автор? Нам подскажет 9-я группа. ("Рубаи" Омара Хайяма) (Слайд 12) Учитель математики: Домашнее задание у нас будет творческое: (Слайд 13) зашифруйте с помощью таблицы или диаграммы своё любимое высказывание: строчку стихотворения или афоризм Учитель литературы: И подготовьте рассказ об Омаре Хайяме. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |