Преподавание русского языка Урок русского языка. Повторение и обобщение по теме "Причастие"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.07.07 Просмотров: 306 Гаптелбарова Диляра Магсумовна, учитель русского языка и литературы Ход урока I. Сообщение темы и цели урока. - Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (причастие) - Задача наша – обобщить все, что мы знаем о причастии на основе поэтических и прозаических произведений Сергея Есенина. Мы убедимся, что этот автор довольно часто пользуется причастиями. II. Словарная работа. - Словарное слово – этюд. (Выходит на экране). Ударение падает на 2 слог, на гласную букву ю, опасные буквы э и д. - Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны. - …узнала из толкового словаря Ожегова значение этого слова. (Это слово многозначное, имеет 3 значения:
- Ребята, вы сразу запишите домашнее задание: 1) Написать сочинение – этюд об уголке природы с использованием причастий и причастных оборотов. 2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему «Причастие» . III. Эпиграф к уроку. - Обратите внимание на эпиграф к уроку. (На экране выходит строчки С.Есенина). С.Есенин. - О чем говорят эти строки? - Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – отшумевшая жизнь, голубая прохлада). - Что это за части речи? (Причастие, прилагательное). IV. Слово учителя. (Портрет С.Есенина на экране). - Да, Сергей Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор. - …подготовила о творчестве С.Есенина небольшую информацию. V. Сообщение ученика. (Изображение природы на экране). Творчество С.Есенина – это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Он умеет подмечать неуловимое в природе, тонко различать цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это мастер живого слова. В этом году С.Есенину исполнилось 110 лет со дня рождения. И к этой большой дате был снят художественный фильм «Есенин». VI. Фронтальный опрос. (на компьютере). а) – А теперь мы с вами вспомним о причастии. Тестовые задания будут на экране, вам надо написать только букву, которая соответствует правильному ответу. (Тест на экране). б) – Поменяйтесь друг с другом листочками, проверьте работу. Сдайте листочки. А теперь по критериям оценок (на экране) вы узнаете, какую оценку вы получили за тест. VII. Работа с предложением. - Записать под диктовку предложение. 1. …у доски должен выполнить синтаксический разбор предложения и расставить знаки препинания: Я в твоих глазах увидел огромное море, |полыхающее голубым огнем. (С. Есенин). (прост., повест., невоскл., распр., осложн. обособ. опред., выраж. прич. оборотом, стоящим после опред. слова). (проверка у доски) 2. А …выполняет морфологический разбор причастия, а затем разбор по составу. а) I. Полыхающее – прич., от глагола полыхать. II. Н.ф. – полыхающий; дейст., наст.вр., несов. вид, полн.; в.п., ед.ч., ср.р. III. Море (какое?) полыхающее. б) полыхающее. (проверка у доски). 3. Задание классу – подобрать синонимы (I в-т) и антонимы (II в-т) к прилагательному (огромное) из предложения. Синонимы (1 в-т): великий, большой, здоровый, громадный. Антонимы (2 в-т): маленький, малый, крохотный, незначительный, миниатюрный. Опрос: Чем прилагательные отличаются от причастия? (Причастие обозначает непостоянный признак, по действию; а прилагательное обозначает постоянный признак). В чём сходство? (Отвечают на вопрос какой?, являются определением, изменяются по родам, числам, падежам. Оба делают речь образной, выразительной, яркой). VIII. Физкультминутка. - Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. - Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх. «Василиса Прекрасная» (хлопок). IX. Групповая работа. - Будем работать по рядам. Каждому ряду будет дано задание, но сначала давайте вспомним, когда пишется Н, а когда НН в причастиях и в прилагательных. А) В прилагательных, образованных от существительных, пишем одно Н, если:
НН:
Б) В причастиях пишется НН:
В кратких причастиях пишется только одна буква Н. I ряд – работа с перфокартами Вставить Н или НН в причастия и прилагательные:
II ряд – работа по карточкам Надо подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Выделить корни и суффиксы.
(проверка с места по цепочке) III ряд – работа по карточкам - Замените в предложении 1 глагол причастием.
- После замены глаголов, у вас получатся строчки из стихотворений С.Есенина. (проверка 1 ученик с места) X. Вывод учителя. - Сравнивая предложения, можно ещё раз отметить, что употребление причастий делает речь более яркой, выразительной и является средством экономики. - Но несмотря на достоинства, причастия, по словам А.С.Пушкина, избегаются в разговоре. А в письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. XI. Задание классу. Сравнение текстов с причастиями и без причастий. - А теперь задание будет для всего класса. Работа с раздаточным материалом. - Перед вами раздаточные листы с отрывком из воспоминаний С.Есенина. Но он неполный: вместо причастных оборотов - … Восполните текст своими примерами. а)
(2 ученика зачитывают получившийся текст, а затем читает учитель текст). б) А теперь послушайте текст мастера слова С.Есенина с авторскими причастиями: (изображение природы на экране) (2 картины) Мы едем по узкой асфальтированной дороге, упирающейся в небольшую деревушку. Прямо перед нами серый двухэтажный дом, сложенный из тесаных камней. В палисаднике яблоня, усыпанная румяными яблоками. XII. Итог урока (стихотворение сопровождается музыкой и показом пейзажей) 5 картин. - А теперь послушайте стихотворение С.Есенина «Вот уж вечер…»
- Читая строки С.Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово. - А что вы скажите о причастии? (Причастие самостоятельная часть речи, обозначает признак предм. по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, родам в единственном числе, падежам. В предложениях обычно бывают определениями). - Какова роль причастий и причастных оборотов в речи? (Употребление их обогащает речь, делает её более яркой, образной, выразительной. Является экономным способом выражения мысли). XII. Оценивание учащихся. - Урок окончен. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |