Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Формирование исследовательских умений учащихся на уроках русского языка (при изучении темы "Деепричастие", 6-й класс)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Формирование исследовательских умений учащихся на уроках русского языка (при изучении темы "Деепричастие", 6-й класс)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1243

Прокутина Наталия Витальевна, учитель русского языка

Формирование исследовательских умений у учащихся можно начинать в любом ученическом возрасте, и, чем раньше, тем лучше. Исследовательские умения освобождают урок от рутины, монотонности, развивают в ребенке познавательный интерес, говорят об уровне его "само-". Исследовательские ученические умения позволяют детям самим планировать материал при изучении определенной темы, расставлять акценты на известном и неизвестном учебном материале, прогнозировать результаты обучения, связи с другими темами.

Так, например, на уроке эта развивающая цель учителя сопровождается еще и применением групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. И если в классе в среднем 25 человек, то , опираясь на рекомендации психологов , делим количество на 5 с тем, чтобы получить число участников групповой работы не более 5.

Мы проводили такие уроки в 6 классах в самом начале изучения темы "Деепричастие" (по программе под ред. В.В.Бабайцевой). Традиционно первые уроки по морфологии называются "Имя существительное как часть речи", "Деепричастие как часть речи" и т.п. и имеют целью познакомить учащихся с основными морфологическими признаками некой части речи, поработать над распознаванием слов данной части речи среди других.

Одним из значимых теоретических моментов программы под ред. В.В.Бабайцевой является внимание к генеалогии частей речи. Буквально с первых уроков по морфологии идет постоянное обращение к родственным связям частей речи между собой.

Исходя из этого, 1-ый урок по теме "Деепричастие" учитель планирует как перенос информации, полученной учащимися при изучении тем "Имя прилагательное",

"Причастие", "Наречие", на тему "Деепричастие" с выделением старой и новой информации (новая нас интересует в первую очередь) путем сравнения.

Работа проводится на основе текстов, где отсутствуют знаки препинания на изученные ранее пунктограммы, но запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах должны быть обязательно.

Опускаем момент, связанный с организацией самой групповой работы, хотя предполагаем, что сначала это индивидуальная работа, затем совместное обсуждение и корректировка результатов, потом вынесение окончательного решения членов одной группы для отчета перед другими группами.

Главное здесь - идентичность выводов всех групп вне зависимости от содержания текстов.

Общее задание:

  1. Прочесть текст. Разобраться в синтаксисе. Расставить недостающие знаки препинания.
  2. Найти деепричастия. Провести как можно более полное графическое наблюдение за причастиями и деепричастиями.
  3. Выписать деепричастия и сделать их мофемный разбор.
  4. Заполнить пробелы в матрице нужной информацией.

Деепричастие образовано от

... и ...

Следовательно, отличается от причастия:

1) ...,

2) ...,

3) ...,

...

Таким образом, выполнив задание и получив необходимые результаты, дети сами закладывают себе план изучения темы "Деепричастие", одновременно "разводя" в сознании 2 понятия - причастие и деепричастие, что позволяет на последующих уроках изучения темы выходить на высокий уровень осмысления учебного материала.

Для анализа предлагаются следующие варианты текстов:

1. Для очень сильной группы:

Отправляясь на север, художник Никитин очень торопился. Ему хотелось чтобы в новой картине прозвучала тема обновленной природы которая проснулась после долгого зимнего сна. На севере Никитин зарисовывал все что замечал нового в природе. Но особенно он любил наблюдать забавных морских зверей - тюленей.

Вдруг из воды совершенно бесшумно вынырнула темная блестящая голова. А мальчик, то распевая песню, то наигрывая ее на гармошке, медленным шагом уходил от берега. Тюлень фыркнул, закрутил головой и, подплыв к берегу, быстро пополз из воды. Он полз, как огромная гусеница, опираясь то на грудь, то на заднюю часть туловища и выгибая горбом свое гибкое тело.

Взобравшись на широкий камень, зверь улегся на нем, нежась на солнышке и видимо продолжая прислушиваться к звукам песни.

2.Цветы еще не привезли и девушка стоявшая за прилавком магазина сказала седому человеку вызвавшему у нее почему-то симпатию:

- Подождите немножко: должны привезти розы.

В магазине "Цветы" сыровато пахло оранжереей немного землей немного сиренью стоявшей в горшках немного загородным простором где в теплицах выращивают даже в зимнюю пору цветы.

Цветы наконец привезли. Целую корзину еще трепетных не освоившихся с тем что они срезаны роз.

Продавщица аккуратно завернула цветы в бумагу, скрутив ее кончик.

Дома жена читала книгу у окна.

- Какой сегодня день Надя? - спросил Вязьмин, держа букет за спиной.

3. Это очень непросто - вести детей по улице. Когда дети подходят к перекрестку милиционер поднимает жезл и все движение останавливается.

Группа спускается к огромному заснеженному пустырю. Здесь лепят снежных баб. На улицах капало с крыш, грохоча, вылетал из водосточных труб подтаявший лед. И снег собранный в кучи был ноздреватым. А тут на пустыре снег белый чистый.

Через некоторое время, хлопнув в ладоши, воспитательница кричит:

- Дети домой

Дети строятся в пары. Кругом, краснея носами, торчат снежные бабы. Дети оглядываются на них потому что жаль расставаться.

4. Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок падавших с веток на тесовую крышу.

Возвращались мы вечером исцарапанные шиповником сожженные солнцем и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.

Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

Мы переименовали кота из Ворюги в Милиционера.

Заполненная детьми матрица представляет собой следующее:

Деепричастия образованы от глагола и наречия.

Следовательно, от причастия будут отличаться тем, что:

1) не имеют окончания,
2) не изменяются по падежам, числам и родам,
3) не имеют краткой формы,
4) в предложении зависят от глагола-сказуемого и являются обстоятельствами,
5) частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно,
6) обозначают добавочное действие, которое показывает, как совершается действие в глаголе-сказуемом,
7) яркими морфемными признаками являются суффиксы -а- (-я-), -в-, -вши-,
8) деепричастный оборот всегда, в отличие от причастного оборота, выделяется запятыми.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21