Преподавание русского языка Формирование исследовательских умений учащихся на уроках русского языка (при изучении темы "Деепричастие", 6-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1243 Прокутина Наталия Витальевна, учитель русского языка Формирование исследовательских умений у учащихся можно начинать в любом ученическом возрасте, и, чем раньше, тем лучше. Исследовательские умения освобождают урок от рутины, монотонности, развивают в ребенке познавательный интерес, говорят об уровне его "само-". Исследовательские ученические умения позволяют детям самим планировать материал при изучении определенной темы, расставлять акценты на известном и неизвестном учебном материале, прогнозировать результаты обучения, связи с другими темами. Так, например, на уроке эта развивающая цель учителя сопровождается еще и применением групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. И если в классе в среднем 25 человек, то , опираясь на рекомендации психологов , делим количество на 5 с тем, чтобы получить число участников групповой работы не более 5. Мы проводили такие уроки в 6 классах в самом начале изучения темы "Деепричастие" (по программе под ред. В.В.Бабайцевой). Традиционно первые уроки по морфологии называются "Имя существительное как часть речи", "Деепричастие как часть речи" и т.п. и имеют целью познакомить учащихся с основными морфологическими признаками некой части речи, поработать над распознаванием слов данной части речи среди других. Одним из значимых теоретических моментов программы под ред. В.В.Бабайцевой является внимание к генеалогии частей речи. Буквально с первых уроков по морфологии идет постоянное обращение к родственным связям частей речи между собой. Исходя из этого, 1-ый урок по теме "Деепричастие" учитель планирует как перенос информации, полученной учащимися при изучении тем "Имя прилагательное", "Причастие", "Наречие", на тему "Деепричастие" с выделением старой и новой информации (новая нас интересует в первую очередь) путем сравнения. Работа проводится на основе текстов, где отсутствуют знаки препинания на изученные ранее пунктограммы, но запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах должны быть обязательно. Опускаем момент, связанный с организацией самой групповой работы, хотя предполагаем, что сначала это индивидуальная работа, затем совместное обсуждение и корректировка результатов, потом вынесение окончательного решения членов одной группы для отчета перед другими группами. Главное здесь - идентичность выводов всех групп вне зависимости от содержания текстов. Общее задание:
Деепричастие образовано от ... и ... Следовательно, отличается от причастия: 1) ..., 2) ..., 3) ..., ... Таким образом, выполнив задание и получив необходимые результаты, дети сами закладывают себе план изучения темы "Деепричастие", одновременно "разводя" в сознании 2 понятия - причастие и деепричастие, что позволяет на последующих уроках изучения темы выходить на высокий уровень осмысления учебного материала. Для анализа предлагаются следующие варианты текстов: 1. Для очень сильной группы: Отправляясь на север, художник Никитин очень торопился. Ему хотелось чтобы в новой картине прозвучала тема обновленной природы которая проснулась после долгого зимнего сна. На севере Никитин зарисовывал все что замечал нового в природе. Но особенно он любил наблюдать забавных морских зверей - тюленей. Вдруг из воды совершенно бесшумно вынырнула темная блестящая голова. А мальчик, то распевая песню, то наигрывая ее на гармошке, медленным шагом уходил от берега. Тюлень фыркнул, закрутил головой и, подплыв к берегу, быстро пополз из воды. Он полз, как огромная гусеница, опираясь то на грудь, то на заднюю часть туловища и выгибая горбом свое гибкое тело. Взобравшись на широкий камень, зверь улегся на нем, нежась на солнышке и видимо продолжая прислушиваться к звукам песни. 2.Цветы еще не привезли и девушка стоявшая за прилавком магазина сказала седому человеку вызвавшему у нее почему-то симпатию: - Подождите немножко: должны привезти розы. В магазине "Цветы" сыровато пахло оранжереей немного землей немного сиренью стоявшей в горшках немного загородным простором где в теплицах выращивают даже в зимнюю пору цветы. Цветы наконец привезли. Целую корзину еще трепетных не освоившихся с тем что они срезаны роз. Продавщица аккуратно завернула цветы в бумагу, скрутив ее кончик. Дома жена читала книгу у окна. - Какой сегодня день Надя? - спросил Вязьмин, держа букет за спиной. 3. Это очень непросто - вести детей по улице. Когда дети подходят к перекрестку милиционер поднимает жезл и все движение останавливается. Группа спускается к огромному заснеженному пустырю. Здесь лепят снежных баб. На улицах капало с крыш, грохоча, вылетал из водосточных труб подтаявший лед. И снег собранный в кучи был ноздреватым. А тут на пустыре снег белый чистый. Через некоторое время, хлопнув в ладоши, воспитательница кричит: - Дети домой Дети строятся в пары. Кругом, краснея носами, торчат снежные бабы. Дети оглядываются на них потому что жаль расставаться. 4. Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок падавших с веток на тесовую крышу. Возвращались мы вечером исцарапанные шиповником сожженные солнцем и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом. Мы переименовали кота из Ворюги в Милиционера. Заполненная детьми матрица представляет собой следующее: Деепричастия образованы от глагола и наречия. Следовательно, от причастия будут отличаться тем, что: 1) не имеют окончания, Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |