Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-практикум "Словарь. Для чего нужна эта книга?"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-практикум "Словарь. Для чего нужна эта книга?"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1119

Лепшая Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы

Филологическая образованность – показатель
культуры общества и человека в отдельности.
К.Д.Ушинский.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, в условиях скоростного прогресса, в условиях быстрого накопления информации, резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знаний.

Всё это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надёжных сведений научного или прикладного, познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно словари “призваны отражать успехи развития нации в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства”.

В условиях интенсивного развития русского языка, который обогащается с быстротой поражающей, даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем. Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

Существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который знает всё (хотя это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”.

Ученик 1.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,Они дались недаром человеку…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть,
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть”.
С.Я.Маршак.

Сегодня, дорогие друзья, мы собрались здесь, чтобы поговорить о наших замечательных помощниках, словарях, подружиться с ними.

Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.

Друзья, какие словари вам известны? К каким словарям вы обращаетесь чаще всего? В каких случаях вы обращаетесь к ним за помощью?

На сцену выходят четверо школьников, выступающих в роли словарей. Они рассказывают о начале своего рабочего дня. Ребята должны угадать, какой словарь находится перед ними.

Фразеологический словарь. Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюни.

Словарь иностранных слов. А мне в ресторане на завтрак предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт “Наполеон” и выпил чашечку кофе с сахаром.

Толковый словарь. А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шел, родились такие строчки:

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в туче,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…

Словарь синонимов. Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… И вообще, дружище, ты такой умный: значения всех слов можешь растолковать. Я даже начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха…

Ведущий. Я надеюсь, что вы узнали наших друзей. Смогли ли вы определить кто из них кто? А теперь давайте познакомимся с ними поближе, узнаем какие тайны они скрывают, ответим на все вопросы, разгадаем все загадки, которые приготовили для вас словари.

Ученик.

Ложка - это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.

Ученица.

Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.

Ученик.

А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим.

Толковый словарь. Подождите, подождите! Плим – это вовсе не слово, а лишь набор звуков. У слова должно быть лексическое значение, оно должно относиться к какой-либо части речи и подчиняться законам грамматики. А ваше плим – прыгает и скачет, но ничего не значит! Я – словарь толковый, я объясняю значения слов. Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Но есть и другие значения. Загляните в словарь. Вот вам первое задание.

Выпишите из толкового словаря 5-10 терминов, касающихся охраны природы, определите их значения.

Для справок.

Экология (экологический), заказник, заповедник, питомник, заболачивание, микроклимат, засухоустойчивость, популяция, дренаж, окружающая среда, Красная книга.

Задание 2. Выпишите из школьного толкового словаря несколько многозначных слов; запишите в тетради основное и переносное значение каждого слова.

Для справок.

Авангард, атака, база, бассейн, бедный, бежать, болеть, взвесить, внимательный, гладкий, груз, дикий, тяжелый.

Задание 3. Путем образования различных словосочетаний со словом тяжёлый докажите многозначность данного слова.

Для справок.

Тяжелый груз Тяжелое наказание Тяжелая пища (перен.)
Тяжелая рука Тяжелая болезнь Тяжелые шаги (перен.)
Тяжелая работа Тяжелая промышленность Тяжелый характер
Тяжелое чувство

Ведущий. Давайте сделаем вывод, что мы узнали о школьном толковом словаре?

Учащиеся: Словарь дает возможность узнать значение слова. Это важно, если слово многозначно, может иметь прямое и переносное значение, пользуясь словарем, учащиеся могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, на какие морфемы оно делится, какие грамматические формы ему свойственны.

Словарь синонимов. Я – словарь синонимов. Слова, которые живут во мне, обогащают речь, делают её ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Ведь ваш словарный запас иногда беден, особенно часто вы повторяете слово “сказал”. А ведь синонимов к этому слову можно подобрать около 200 слов: говорить, сообщать, излагать, промолвить, обсудить, подтвердить, повторить и многие другие. Вот задания, прошу выполнять:

1. При помощи толковых словарей самостоятельно выявите сходство и различие в словах: суета, толчея, спешка, суматоха.

2. Образуйте синонимический ряд к какому-нибудь слову. Пусть это будет слово кушать. Кто больше? Кто быстрее? Затем проверьте себя по словарю синонимов.

Словарь иностранных слов. Во мне живет более 20 тысяч слов. Я могу рассказать вам о значении незнакомых заимствованных слов, об их происхождении, здесь есть указание, какому языку принадлежит заимствованное слово, его грамматическая характеристика, при необходимости – особенности его произношения и употребления, иллюстрированные примеры, иногда также культурно-исторический комментарий.

Задания.

1. В русском языке есть целая группа заимствованных слов со словообразовательным элементом порт- (от лат. дверь, франц. носить, например: порт, портал, портативный и т.д.). Пользуясь “Школьным словарём иностранных слов” попытайтесь определить смысловую связь между приведенными ниже словами с элементом порт-

Для справок.

  • Портал – главный, архитектурно оформленный вход большого здания.
  • Портативный – удобный для переноски.
  • Портмоне – небольшой кошелек для монет.
  • Портплед – чехол для переноски постельных принадлежностей.
  • Портсигар – коробка для ношения сигар, папирос.
  • Портфель – сумка для ношения бумаг.
  • Портшез – переносное кресло.
  • Импорт – ввоз из-за границы.
  • Экспорт – вывоз товаров за границу.

2. Выпишите из школьного словаря иностранных слов на определенные буквы несклоняемые существительные, объясните их значение.

Для справок.

Анфас Жалюзи Резюме Трюмо
Арго Жюри Рококо Фойе
Вето Импресарио Кредо Сабо
Джерси Инкогнито Метро Сальто
Дзюдо Интервью Попурри Соло
Домино Клише Ранчо Суфле
Жабо Колье Хаки

Словарь фразеологизмов. Я – фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение. Фразеология отличается замечательными достоинствами: она придает нашей речи образность, эмоциональность, лаконичность, ярко выражает национальное своеобразие языка. Именно поэтому фразеология так хорошо используется в художественных произведениях мастеров слова, в публицистике.

Задания.

1. Выпишите из словаря 5-6 фразеологизмов с различными стилистическими пометами и используйте их в самостоятельно составленных предложениях.

2. Пользуясь словарем, подберите несколько антонимических пар фразеологизмов.

Для справок.

  • Засучив рукава – спустя рукава,
  • Первая скрипка – последняя спица в колеснице,
  • Дать волю языку – держать язык за зубами,
  • За тридевять земель – рукой подать.

На усмотрение учителя эту работу можно продолжить и с другими словарями: антонимов, морфемные и словообразовательные словари, этимологические словари, грамматические и другие, если вам позволит время.

Литература.

  1. Абрамов В.П. Созвездия слов. – М. 1989 г.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995 г.
  3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1987 г.
  4. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе.– М., 1987г.
  5. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984 г.
  6. Успенский Л.В. Слово о словах. – Л., 1982 г.
  7. Чаплыгина И.Д., Герасименко Н.А., Россолова О.А. Организация внеклассной работы по русскому языку. – М., 1999 г.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21