Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Лингвокраеведение в сельской школе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Лингвокраеведение в сельской школе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 752

Евдокимова Наталья Витальевна, учитель

Географическими названиями человек интересуется с давних времён. В трудах греческих и римских историков и географов можно найти попытки объяснения отдельных наименований. Следует считать закономерным, что научная дисциплина, занимающаяся выяснением происхождения и развития географических названий, их формы, смыслового содержания и грамматического оформления, обозначается греческим словом “топонимика”, в основе которого лежит топос – “место, местность” ионома – “имя”.

Топонимика – это раздел ономастики, изучающий географические имена. Совокупность географических названий принято называть топонимией.

Изучение географических названий является актуальной проблемой языкознания.

Топоним как слово не только несёт определённую информацию об объективной действительности, но и служит той элементарной лингвистической единицей, с помощью которой человек познаёт эту действительность. Топонимы могут свидетельствовать о существовании и распространении в прошлом тех или иных природных и общественных явлений.

Топонимы любой эпохи отражают языковые явления и тенденции развития языка.

Они появляются на определённой стадии развития общества как необходимый элемент языка.

Топонимы имеют все характерные признаки собственных имён, а также свою специфику.

Назначение топонима – называть объект, идентифицировать его и выделять из среды ему подобных. Поэтому большинство топонимов возникает без экспрессии. В основу названия кладётся один из признаков самого объекта, его отношение к другим объектам или к человеку.

В.А.Никонов отмечал, что для топонимического исследования драгоценна микротопонимия: её материал необъятен. Последнее время в лингвистике стало появляться всё больше работ, рассматривающих топонимию отдельных территорий. Это связано с актуальностью данной проблемы. Но, тем не менее, вопрос о значении топонимического изучения сравнительно ограниченной территории – небольшой области или даже отдельного административного района остаётся слабо освещённым в литературе.

“Необъятная микротопонимия, в сотни раз превышающая объём собственно топонимии, даёт несравнимо больше материала, в котором отразились многие явления, слабо отражённые в собственно топонимии или совсем не отражённые там”, - отмечал В.А. Никонов.

Наша работа является небольшим звеном в общей цепи топонимических исследований. Мы обращаемся к микротопонимии села Усть-Серты и села Курск-Смоленки Чебулинского района Кемеровской области. Регион выбран не случайно, так как топонимия отдельных территорий Западной Сибири остаётся мало изученной.

Основной целью нашей работы явилось проведение лексико-семантического анализа сельских микротопонимов.

В настоящее время необходимой является связь системы учебной и воспитательной работы. Поэтому особое значение в воспитании обучающихся приобретает школьное краеведение. Его главная цель – воспитание любви к родному краю как частице Родины, к его людям, к родному языку, бережного отношения к традициям народа.

В ходе работы нами выявлены принципы номинации географических объектов и дана лексико-семантическая характеристика микротопонимов на изучаемой нами территории.

Обратим внимание на то, как история края отразилась в названиях географических объектов.

Географические названия развивались исторически, их происхождение тесно связано с общественной жизнью и языками народов, населявших исследуемую территорию.

Основным источником наблюдений за жизнью микротопонимов является речь информантов. Из бесед со старожилами нам удалось установить, что первые названия отражают процесс переселения людей в нашу местность. Например, название села Курск-Смоленка происходит из названий двух деревень: Курской (её первые жители-переселенцы из Курска, 1887 год) и Смоленской (первые жители-беженцы из Смоленской губернии, 1888 год), которые вскоре объединились. Отсюда по сей день бытующие среди местного населения названия частей села – Смоленка и Курская (Курский край). Название части села Хохлы появилось в Усть-Серте в связи с поселением на этом месте переселенцев с Украины (их называли хохлами).Позднее эту улицу назвали Пролетарской. Русский край – место жительства переселенцев из центральных областей России, в основном из Орловской и Тамбовской губерний (русских по национальности). Часть села Мордвы – место жительства переселенцев из Мордовии. Позднее Мордвы и Русский край были переименованы в улицу Советскую.

Впервые в документах село Усть-Серта упоминается в 1826 году (хотя теперь уже известно, что оно появилось гораздо раньше). Оно именуется деревней Усть-Сертинской.

Исторические данные свидетельствуют о том, что деревня Усть-Сертинская расположена на правой стороне Московского почтового тракта, идущего от города Томска на Иркутск, примерно в сорока пяти километрах юго-восточнее города Мариинска, при впадении реки Серты в реку Кию.

Место было выбрано не случайно. (Оно называется Устье. Отсюда и название деревни Усть-Сертинская, а впоследствии село Усть-Серта). Обе реки можно было использовать не только для рыбной ловли, но и как транспортные артерии, а реку Серту – и для развивающейся мукомольной промышленности. В 1912 году уже работают 8 водяных мельниц. И это находит своё отражение в топонимической системе региона: Федоренкина мельница, Седакова мельница, Сазонова мельница, Первая Шумакова мельница, Вторая Шумакова мельница, Андрейкина мельница, Хитрова мельница, Землянская мельница. Данные микротопонимы фиксируют определённое отношение к тем или иным лицам.

Период господства единоличных хозяйств наложил свой отпечаток на названия географических объектов, обозначающих земельные угодья. В это время большинство таких названий происходит от имён, фамилий и прозвищ первых жителей – сибиряков (так называемые отантропонимические топонимы). Это микротопонимы со значением принадлежности лицу (притяжательное прилагательное – выразитель этого значения).

Например, Мухортова заимка (земельные угодья Мухортова), Леонидов лог (Леонидовы там косили, пашня, значит, их), Федосова пашня (покос Федосовых), Харины бугры (земельные угодья братьев Хариных), Каталёнков лог (земельный участок Каталёнка (прозвище), Золкин покос (прозвище у женщины было Золка), Яшкины яры (лога на покосе Кутепова Якова Григорьевича) и др.

Исследователь топонимии И.А.Воробьёва отмечает, что процесс образования топонимов (и микротопонимов) от антропонимов следует считать закономерным для всей Западной Сибири первого этапа её заселения (17-18 в.в. вплоть до середины 19 в.).

Можно проследить в пределах обозримого времени изменение в принципах номинации, вернее – изменение их действия. Рассмотренная нами разновидность принципа номинации, со значением принадлежности лицу, где выразителем этого значения является притяжательное прилагательное, заменилась другой – выражением относительности.

Это говорит об изменениях в общественно-исторической жизни села и подтверждает известное положение о том, что микротопоним только в момент своего возникновения мотивирован, а дальше он живёт особой жизнью.

Имя, даже при исчезновении называемого им объекта, в большинстве случаев не исчезает сразу, а переносится на другой (как правило, смежный) объект и ещё долго живёт в составе названия. Ср., например, берег Землянская мельница, берег Сазонова мельница, место Курушкина рига и др.

Наблюдения над материалом показывают, что историческая обусловленность микро-топонимов не подлежит сомнению, но связи здесь очень сложны и специфичны.

Топонимический материал исследуемого региона представлен нами в виде следующей классификации по лексико-семантическим группам в соответствии с тремя основными принципами номинации географических объектов.

1.Номинация объекта по его свойствам и качествам.

1 группа: наименования по цвету географического объекта;

2 группа: наименования по величине, протяжённости географического объекта;

3 группа: наименования по форме географического объекта;

4 группа: названия, отражающие флору и фауну;

5 группа: названия, отражающие характер почвы, рельеф;

6 группа: названия, отражающие прочие свойства и качества географических объектов.

2. Номинация объекта по отношению его к окружающим объектам:

- наименования по связи одного географического объекта с другим.

3.Номинация объекта по связи его с человеком.

1 группа: названия, образованные от личных имён, фамилий, прозвищ;

2 группа: названия, данные по признаку национальной, этнической принадлежности;

3 группа: названия по месту первоначального жительства переселенцев;

4 группа: названия, отражающие хозяйственную деятельность человека.

Эти принципы и лексико-семантические группы не являются специфичными только для нашего региона. Разница заключается лишь в том, что в различных региональных топонимических системах ведущими оказываются разные принципы.

Исследуемый материал позволяет нам сделать следующие выводы:

1.Чаще всего названия возникают по третьему принципу номинации – номинация географических объектов по их связи с человеком (105 названий).

2.Реже всего названия образуются по первому принципу – номинация объекта по его свойствам и качествам (35 названий).

3.Особенностью данной топонимической системы является наличие такого способа номинации, как онимизация (38 названий образовано этим способом).

Изучение региональной топонимии является одной из интереснейших задач лингвокраеведения. Данные сведения могут быть успешно использованы как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Мы, в свою очередь, применяли эти материалы на уроках русского языка при изучении собственных имён существительных и для проведения кружковых занятий по лингвистическому краеведению (кружок топонимики).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21