Преподавание литературы Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1519 Некрасова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование:
Ход урока Эпиграф к уроку:
1. Вступительная беседа Учитель: Добрый день! Сегодня нам предстоит очень серьёзный разговор о жизни, об умении делать выбор. Вы – выпускники, поэтому уже совсем скоро многие пойдут на первые в жизни выборы. А некоторые, возможно, и не захотят идти? Давайте попробуем разобраться, можно ли позволить себе не ходить на выборы? Тема нашего урока: Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны (по рассказу А.И Солженицына «Матрёнин двор»). Но урок мы начнём с чтения стихотворных строк Юрия Левитанского:
Учитель: Как вы думаете, почему выбраны именно эти строки? Предполагаемый ответ: Наверное, есть взаимосвязь между этими литературными текстами: рассказом Солженицына, который мы прочитали дома, и данным стихотворением. Я вижу эту взаимосвязь в слове ВЫБОР. Учитель: А какой выбор вы обнаружили в рассказе? Кто и когда делает выбор? Предполагаемый ответ: Во-первых, герой выбирает себе работу – учителя «а меня тянуло учительствовать», место жительства – деревню «мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России» и конкретное место проживания – дом Матрёны Григорьевой «так и поселился я у Матрёны Васильевны». Учитель: Согласна. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на лежащие на столах газеты и листовки с приглашением на выборы. Предполагаемый ответ: Наверное, мы будем говорить ещё и о тех несправедливостях, о которых рассказал нам Солженицын. Учитель: А какую взаимосвязь вы видите между выборами и той жизнью, в которую окунулся главный герой, попав в деревню Тальново? Предполагаемый ответ: В рассказе ярко выражена критика современного писателю общества, призыв к личной и общественной ответственности за происходящее. Автор критикует общественное устройство, а ведь его (этот строй) кто-то когда-то выбирал… 2. Проверка домашнего задания. Учитель: Действительно, Солженицын отбывал срок за свои политические взгляды, за несогласие с действительностью. В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 Солженицын преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ». Как видите, писать приходилось скрытно. Процитируем статью «Политический режим» из учебника «Обществознание»: «Для формулирования и выражения интересов нужна прежде всего СВОБОДА СЛОВА: каждый гражданин в идеале должен иметь возможность указать обществу на важные, по его мнению, проблемы и пути их решения». Итак, открыто писатель высказаться не мог, но в тексте мы видим неоднократные упрёки в адрес как местных властей, так и государства в целом. Давайте проверим, что вы выписали дома в тетради. Примечание: дома нужно было записать вопросы (адресованные властям), возникающие по ходу самостоятельного чтения рассказа. Предполагаемые вопросы: Почему Матрёна не получала пенсию, несмотря на то, что много лет отработала в колхозе? В тексте: «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии». – Почему у Матрёны отобрали огород, кормивший её? В тексте: «Председатель, новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал инвалидам ( А ОНА ВЕДЬ НЕ ИНВАЛИД!) огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором» – Почему рабочие, добывающие торф, не получали его в качестве топки на зиму, а получало только начальство? В тексте: «Стояли вокруг леса, а топки взять было неоткуда, не продавалось торфу жителям, а только везли начальству да кто при начальстве. Топлива не было положено, и спрашивать не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, о чём угодно говорил, только не о топливе. Потому что сам он запасся». – Почему за простой справкой Матрёне приходилось ходить по несколько раз в дальнюю деревню? В тексте: «Собес был в двадцати километрах к востоку, сельский Совет – в десяти километрах к западу. Из канцелярии в канцелярию гоняли её два месяца – то за точкой, то за запятой. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять идти. Теперь секретарь есть, а печати у него нет. Третий день идти. А четвёртый день идти потому, что не на той бумажке расписались…» 3. Формирование новых понятий Учитель: Наверное, сейчас хотелось бы услышать мнение специалистов нашей сельской администрации, насколько правомерны были действия председателя колхоза и управляющих «Торфопродуктом»? Предполагаемый ответ 1: – Действительно, на все ваши «почему» – ответ один – перегибы власти. 1956–1957 годы – это время установившейся тоталитарной власти. Процитируем: «Одна из форм государства (тоталитарное государство) характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Тоталитарный политический режим характеризуется полным подавлением всех негосударственных институтов и всеохватывающим контролем за поведением и мыслями людей». В рассказе налицо ликвидация конституционных прав и свобод: к примеру, право на пенсионное обеспечение: « год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». Предполагаемый ответ 2: – Несправедливости, о которых пишет Солженицын, не могут не возмущать читателя. Как представитель местного самоуправления, могу сказать, что в деревне Тальново было настоящее самоуправство. Ни в отношении огорода, который обрезали именно у инвалидов (а они должны быть самыми защищёнными в нашем обществе!) ни в отношении топлива на зиму действия начальства не были правомерны. 4. Применение на практике полученных знаний. Учитель: Далее мы выполним ряд заданий, работая в группах: Группа 1. Задание: сделайте выписки из текста по вопросу: «Признаки эпохи 60 –х годов на страницах рассказа». Группа 2. Задание: просмотрите предложенный в видеозаписи сюжет новостей о выборах в муниципалитеты и проанализируйте возможные причины плохой явки молодых избирателей. Группа 3. Творческая. Задание: придумайте текст слогана, призывающего именно молодёжь принять участие в выборах. Ответ аргументируйте, опираясь на факты из рассказа Солженицына. Группа 4. Задание: подготовьте от лица Матрёны Григорьевой рассказ: «Где и как я искала правду?» Примечание: все задания нацелены на воспитание активной гражданской позиции. 5. Закрепление и обобщение Прослушивание подготовленных ответов. Цель: развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Учитель: Спасибо всем за работу. Давайте теперь поговорим о жизненной позиции Матрёны. Каково ваше отношение к героине? Предполагаемый ответ 1: Матрёну сложно осуждать или оправдывать, хотя иногда хочется сделать и то и другое. Это человек щедрой души, абсолютно бескорыстный, иначе автор не назвал бы её Праведником. Но её жизненная позиция абсолютно пассивна. Так жить нельзя! Она никогда не перечила, всех уважала и со всеми соглашалась. Ей выбирать не приходилось: за неё всё было решено. «Не колхоз только, а и любая родственница или просто соседка приходила к Матрёне с вечера и говорила: – Завтра придёшь мне пособить. Картошку будем копать. …И Матрёна не могла отказать». Предполагаемый ответ 2: А мне кажется, что не только за Матрёну, но и за всех в те времена было всё решено. И говорить об активной гражданской позиции не приходилось. Например, автору его активная позиция стоила десяти лет жизни… Предполагаемый ответ 3: Действительно, судьба человека в тоталитарном государстве незавидна. 6. Подведение итогов Учитель: Давайте мы дочитаем стихотворение и вновь проведём параллель с темой нашего урока:
Учитель: Итак, какие же важные выводы мы сделаем после состоявшегося разговора? Предполагаемый ответ 1: чтобы быть довольным жизнью, чтобы не иметь претензий, надо уметь выбирать. Предполагаемый ответ 2: надо хотеть выбирать. Предполагаемый ответ 3: надо иметь активную гражданскую позицию и всегда ходить на выборы. Ведь если ты не проголосуешь, то, возможно, именно твоего голоса не хватит. Учитель: Здесь уместнее всего было бы обратиться к эпиграфу, вспомнить слова А.Адамовича: “ Мир может спасти только один человек, и этот человек – ТЫ”. Учитель: А как вы понимаете слова из стихотворения: «выбираю тоже, как умею…»? Предполагаемый ответ 1: Выбираю так, как подсказывает сердце. Предполагаемый ответ 2: Выбираю так, как научили. Учитель: И тогда последний вопрос. Давайте, исходя из значения слова «выбор» (одно из значений – «избрание путём голосования», а другое – «взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое») определим, можно ли считать, что данное стихотворение посвящено выборам в органы государственной власти? Почему? Предполагаемый ответ 1:. Я думаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненном выборе (выбор профессии, выбор спутника жизни и т.д.) А это для меня одинаково важно, как и выборы в органы власти. Поэтому я считаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненно важном выборе, КАКИМ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДОЛЖЕН БЫТЬ в том числе И ВЫБОР ВЛАСТИ. Учитель: Ведь, как гласят и тема урока, и слова эпиграфа, в ответе за судьбу народа и страны – КАЖДЫЙ ИЗ НАС! 7. Рефлексия Учитель: Судя по вашим ответам, теперь, наверное, самое время заполнить анкету. Вопросы анкеты:
Подсчитайте результат. Если Вы набрали 4 балла, то ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ответить на последний вопрос: Сможете ли вы убедить кого угодно в необходимости участия в выборах? ДА – 3 балла, НЕ СОВСЕМ – 2 балла, НЕ ЗНАЮ – 1 балл, НЕТ – 0 баллов. Система оценки: Набравшие 7 баллов – «5» Набравшие менее 6 баллов имеют возможность «добрать» баллы выполнением домашнего задания. ДОМА: творческое задание на выбор: 1) учитывая характер и жизненную позицию Матрёны Григорьевой, написать от её лица письмо в районную газету ИЛИ: 2) создать эскиз листовки с приглашением на выборы в Совет Старшеклассников. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |