Преподавание литературы Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1237 Охлопкова Марина Юрьевна, учитель русского языка В центре внимания на уроке литературы должен был текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Как известно, в последнее время можно “знать” литературу, не читая художественного произведения: сборники готовых сочинений, краткие пересказы - все к услугам тех, кто не привык особенно утруждать себя. Есть и другая проблема, о которой очень хорошо писал в своей книге “Зачем я сегодня иду на урок литературы” Л. С. Айзерман : темы сочинений на экзаменах предлагаются такие, что ученику, даже хорошо знакомому с текстом, не под силу справиться с такой работой. И ученики “списывают, заучивают наизусть, в лучшем случае создают компиляции из прочитанного. Так создается видимость знаний, ничего общего не имеющая с соразмышлением и эмоциональным сопереживанием. Все чаще не имеющая ничего общего даже с прочтением тех произведений, о которых говорит и пишет ученик”. (1)Конечно, коренным образом простой учитель вряд ли может исправить ситуацию, но попытаться приобщить учеников именно к чтению художественного текста он должен. И здесь свою роль могут сыграть небольшие доступные большинству учащихся самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного. Предлагаю несколько таких работ, которые можно использовать на уроке, в качестве домашнего задания, а также для индивидуальной работы. Самостоятельная работа по творчеству С. ЕсенинаВариант 1. “Собаке Качалова” 1. Что, на ваш взгляд, заставляет поэта обращаться к собаке ? Есть что-то общее у них? 2. О чем “разговаривает” с Джимом поэт? 3. Описывая собаку, Есенин использует различные художественные средства. Какие?
4. Как меняется смысл стихотворения, если в строке “Не знаешь ты, что жить на свете стоит” логический акцент перенести со слова “стоит” на слово “что”? 5. Какие чувства владеют лирическим героем? Как создается это настроение? 6. К какой лирике (любовная, философская, стихи о животных и т. д. ) можно отнести это стихотворение? Вариант 2. “Не жалею, не зову, не плачу…” 1. К какой лирике (пейзажная, философская и т. д. ) можно отнести стихотворение? 2. О чем размышляет поэт? (Проследить за развитием мысли, выделить не менее 3-х моментов) 3. В стихотворении использовано много различных художественных средств. Определить каких.
Какую особенность художественного стиля поэта подтверждают эти цитаты? Какой вид тропа преобладает в этом стихотворении? 4. Как понять следующие строки? “сердце, тронутое холодком” “страна березового ситца” “Я теперь скупее стал в желаньях” 5. Настроение стихотворения грустное. Какие слова создают грусть? Вариант 3. “Шаганэ ты моя, Шаганэ. . ” 1. Стихотворение относится к любовной лирике. Какую еще тему затрагивает поэт? 2. Тема любви поэта к южанке уже звучала в русской лирике. С каким стихотворением Пушкина перекликается строчка “Не буди только память во мне…”? 3. Для создания образа родины используются различные художественные средства ? Определить какие.
Объясните, как понимать эти строки. 4. Какую роль играет многоточие. 5. Стихотворение написано в виде обращения к Шаганэ. Какие слова и выражения относятся к разговорному стилю? М.А. Булгаков. Проверочная работа № 1. “Ершалаимские главы”Вариант 1. 1. Угадайте героя: больше всего на свете он ненавидел запах розового масла. 2. Чем Иешуа отличается от библейского Иисуса? 3. Прокомментируйте отрывок (после того как Иешуа рассказал о своем разговоре с Иудой, в котором Иешуа высказал свою точку зрения на власть): “Секретарь, стараясь не проронить ни слова, быстро чертил на пергаменте слова. “На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия ! – сорванный и больной голос прокуратора разросся. Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой. ” Почему? Вариант 2. 1. Угадайте героя: “Римского прокуратора называть иегемон. Других слов не говорить. Смирно стоять. Ты понял меня или ударить тебя?” 2. Как решил поступить с Иешуа Пилат, пока не прочитал последний донос? 3. “Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…Секретарь думал теперь только об одном, верить ему своим ушам или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного”. Что такого дерзкого наговорил арестованный прокуратору? Вариант 3. 1. Угадайте героя: “Обычно маленькие глаза свои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками…Но по временам широко открывал веки и взглядывал на собеседника внезапно и в упор…Это продолжалось одно мгновенье, после чего веки опять опускались, суживались щелочками. . ” 2. Как объяснил Левий Матвей свой отказ служить у Пилата? 3. Кто заплатил Иуде деньги за донос на Иешуа? М. А. Булгаков. Проверочная работа № 2Вариант 1. 1. Угадайте героя. “Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко читаю по-итальянски. 2. Почему, когда Иван назвал Мастера писателем, он потемнел лицом и погрозил ему кулаком ? 3. “А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван. – Ужасно не нравятся. – А какие вы читали? – Никаких я ваших стихов не читал ! – А как же вы так говорите?” Как Мастер объяснил свои слова? Вариант 2. 1. Назовите настоящее имя поэта Ивана Бездомного? 2. Маргарита была замужем, но в то же время была очень одинока. Как она объясняла причины своего одиночества? 3. Писатели ожидают Берлиоза. Разговаривают о дачном поселке в Перелыгино. “Не надо,товарищи, завидовать. Дач всего 22, и строится всего 7, а нас в МАССОЛИТЕ три тысячи. …Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас. – Генералы! - напрямик врезался в склоку Глухарев – сценарист. Бескудников, искусственно зевнув, вышел из комнаты. ” Как вы можете объяснить поведение Бескудникова? Вариант 3. 1. “Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом”. Что это за здание? 2. Какова судьба романа, после того как его не приняли в редакции? 3. Чем привлек Мастера Алоизий Могарыч? Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского1. “Поэт рабочий” (1918): приведите цитату, показывающую, что труд поэта ничем не хуже труда рабочего 2. “Сергею Есенину” (1926): Как понимаете строчки ?
Сравните строчки Есенина и Маяковского – отношение поэтов к жизни. В чем разница? Есенин: “В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей” Маяковский: “В этой жизни помирать не трудно, Сделать жизнь значительно трудней” 3. “Разговор с фининспектором о поэзии” (1926) А) Как сам поэт отвечает, о чем стихотворение? (цитата) Б) Выпишите цитаты, которые дают определение, что такое поэзия, рифма, В) Как вы понимаете строчки, сказанные поэтом о себе?
Определите, какими тропами являются выделенные слова. 4. “Юбилейное” (1924) Как известно, футуристы в манифесте “Пощечина общественному вкусу” призывали “бросить Пушкина… с Парохода современности”. Как, судя по этому стихотворению, относится Маяковский к Пушкину и почему именно так? Аргументируйте ответ. Как вы понимаете слова поэта “бойтесь пушкинистов”? 5. Вступление к поэме “Во весь голос” Маяковский пишет:
Как вы понимаете эти строчки? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |