Преподавание русского языка Обобщающий урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране Лексика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 910 Соколова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обобщить и закрепить понятие о лексикологии как разделе науки о языке, понятия лексического и грамматического значений слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологические обороты, их роль в речи. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами остановимся в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы уже знаете, что лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – строительный материал, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. 3. Путешествие по карте страны Лексика. - Ну что ж, начнём наше путешествие... Давайте вспомним, что слова могут иметь как одно, так и несколько лексических значений. Запишите несколько примеров таких слов. - А теперь мы с вами попадем в гости к другим интересным словам.
- Ребята, найдите на доске отгадку. (Часы.) Какая орфограмма в этом слове? - А как же часы ходят, да ещё и бьют? - Правильно, слова ходят и бьют и есть переносное значение. - Какой части речи слова «ходят», «бьют», что они обозначают? - Отправляемся дальше в гости к словам-двойняшкам – омонимам. Почему мы их можем назвать двойняшками? Отгадайте загадку.
- Какая орфограмма в отгадке слова? Запишите это слово. - Отправляемся дальше в гости к словам – синонимам. Эти слова как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести. Дайте определение синонимов. На доске: Игра «Третий лишний».
- Запишите верные ответы.
- Как они называются? А что такое антонимы? - Посмотрите на доску. К данным словам необходимо подобрать антонимы, запишите их. На доске:
(Один ученик у доски.) - С этими словами вы были знакомы с начальных классов. А в этом году у нас добавляются профессиональные, устаревшие, новые слова и фразе6ологизмы. - Итак, наше путешествие продолжается. Профессиональные слова. Что они обозначают? Итак, задание. Я буду читать набор слов, которые относятся к той или иной профессии, а вы угадаете эту профессию. А) Октава, аккорд, нота, скрипка, скрипичный ключ. (Музыканты.) - У слов странная и непредсказуемая судьба. Одни живут долго и не собираются умирать. Другие уже умерли или забыты, или медленно умирают. Третьи рождаются вместе с появлением нового понятия. - Как называются слова, которые вышли из употребления? (Устаревшие.) - Приведите примеры таких слов. - В связи с чем возникают новые слова? (С развитием техники и т.д.) - И последними, к кому мы зайдём в гости будут фразеологизмы. Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь. - Ребята, дайте определение фразеологизмов. - Как вы понимаете следующие выражения? (Устно.)
- Теперь такое задание. Отгадайте фразеологические загадки и запишите ответ.
- Мы знаем, что некоторые ученые относят к фразеологизмам пословицы и поговорки. Закончите и запишите начатые пословицы:
- Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните их значение. На доске:
4. Итог урока. - Вот на этом мы и заканчиваем наше путешествие по стране Лексика. - Ребята, у каких слов мы сегодня останавливались в гостях? 5. Выставление оценок. 6. Объяснение домашнего задания.. - Составить небольшой рассказ «Как я путешествовал по стране Лексике». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |