Преподавание русского языка "Секреты причастия (понятие о причастии)"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.05.21 Просмотров: 422 Дунаева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок объяснения нового материала. «Русский язык». Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Цели урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия (кроме категории залога); научить отличать причастия от имён прилагательных, определять признаки глагола и прилагательного у причастий; закрепить грамматические знания, умения и навыки по имени прилагательному и глаголу. Оборудование урока:
Ход урока – Наш сегодняшний урок можно назвать необычным, потому что мы познакомимся с большой группой слов, имеющих множество секретов. Поэтому сегодня на уроке мы проделаем трудный путь и преодолеем все преграды «непонимания» на пути познания. Для начала предлагаю детям небольшую устную интеллектуальную разминку. Найдите общее слово:
А теперь аналогичные задания из области русского языка:
– Как называется раздел науки о языке, который не обходится без этих понятий? Проверка домашней работы. – Что объединяет эти слова? – Какие грамматические признаки помогли вам определить имя прилагательное? – Если вы будете внимательны и прочтёте слово, которое сложится из первых букв основ слов второго столбика, вы узнаете, как в действительности называются эти слова. – Что бы вы хотели узнать о них? Один секрет причастия вы уже разгадали. В чём он заключается? Чтобы ответить на вопрос, чем отличаются прилагательные и причастия, послушайте фрагмент сказки из «Весёлой грамматики». Как причастия с прилагательными подружились Давно это было. Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу Причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова. Вот собрались как-то Причастия на совет, решать, как дальше жить. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к Прилагательным. Пошли они к избушке, где Прилагательные жили, постучали и попросили пустить их к себе жить. Только не согласились Прилагательные принять гостей, отправили их к Глаголам: «Вы глагольного происхождения, вот и идите к ним жить!» Взмолились Причастия: – Ведь мы родня вам! И относимся мы, как и вы, всегда к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают. – Подождите,– ответили Прилагательные,– мы посоветуемся... Продолжение сказки вы услышите на следующем уроке. А если появится желание, дома вы можете сочинить его сами. – А сейчас назовите ту часть речи, которая «помешала» причастиям называться прилагательными. – Кто даст определение новой группы слов? На 126 странице учебника есть ещё один «маленький секрет», как узнать причастие. Кто его найдёт? Раздаю детям памятки: «Образование причастий» (Приложение № 5), которые они заполнят на последующих уроках при знакомстве с данной частью речи. – Каковы же отличительные признаки причастия? (Обращаю внимание детей на доску, где записан текст, вызываю к доске одного ученика, в то время как другие выполняют работу в тетради.) Высокие, безмолвные, спят сосны. Возвышающиеся над заснеженным пространством деревья синеют в вышине. Никто не потревожит их сон. Ещё долго будут стоять они здесь, как стражники, возвышаться над этим широким простором, охраняя земной покой. Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите корень, объясните различия слов в лексическом значении и запишите различие слов в грамматическом значении. – Запишите слово, от которого образовано причастие, выделите морфему, послужившую для образования причастия. – Придумайте и запишите по аналогии два своих примера образования причастия. Но сначала обращаю внимание учащихся на то, что причастие можно заменить сочетанием «определяемое слово, который + глагол», от которого оно образовано. (Приложение № 2) Внимание на доску! Найдите в предложении слово, от которого зависит причастие (определяемое слово), слово, которое зависит от причастия? Индивидуальное задание: На доске выполнить синтаксический разбор предложения, в состав которого входит причастие. (Возвышающиеся над заснеженным пространством деревья синеют в вышине.) Результаты работы представить классу. Приводим слова М.В.Ломоносова о причастии: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Мы говорили о том, что причастие можно заменить сочетанием определяемое слово, который + глагол, от которого оно образовано. Кроме того, причастия образуются только от глаголов, с помощью суффиксов, указанных в таблице (Приложение № 5), и большинство лингвистов считают, что причастие – особая форма глагола, следовательно, имеет ряд глагольных признаков. Обращаю учащихся к материалу учебника (§ 24) и прошу найти признаки глагола, свойственные причастию. Далее для работы предлагаю текст, который детям хорошо известен, это отрывок из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. Повесть изучается на уроках литературы. Грамматическое задание к тексту. (Приложение № 4) В отрывке из повести Н.В.Гоголя найдите все причастия, выпишите их в тетрадь вместе с определяемым словом и докажите их принадлежность к изучаемой части речи. Доказательства запишите в тетрадь, выделите суффиксы, при помощи которых образуются причастия. Не военном прибытке теперь думали козаки, не о том, кому посчастливится набрать червонцев, дорогого оружия и черкесских коней. Собрались они, подобно орлам, севшим на вершинах обрывистых, высоких гор, с которых далеко видно расстилающееся беспредельно море, усыпанное, как мелкими птицами, кораблями и всякими судами, ограждённое по сторонам городами и склонившимися, как мелкая травка, лесами. Как орлы, озирали они вокруг себя очами всё поле и чернеющую вдали судьбу свою. 4 <->Но добро великое в таком широко и вольно разметавшемсясмертном ночлеге! Не погибнет ни одно великодушное дело, и не пропадёт, как малая порошинка с ружейного дула, козацкая слава. По ходу работы целесообразно фиксировать суффиксы причастий. В ходе работы выясняем постоянные признаки, заимствованные у глагола, и непостоянные – у прилагательного.
Даю групповые задания, связанные с дальнейшим осмыслением новой темы. Задание носит дифференцированный характер. В конце урока учащиеся получают небольшой тест (Приложение № 6), в котором нужно узнать причастие по известным признакам, указать четвёртое лишнее в строке, определить синтаксическую роль причастия. Домашнее задание носит дифференцированный характер.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |