Преподавание литературы Урок литературы в 6-м классе "Строки, опаленные войной…" (Великая Отечественная война в стихах русских поэтов)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3119 Зарькова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы
ХОД УРОКА Просмотр кадров из кинофильма «Ночные ведьмы». Ученик:
Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, но в памяти человечества 22 июня 1941 года - Ученик:
Учитель: Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния, сколько надежд на скорую победу! И сегодня на уроке литературы, который мы проводим в форме урока – обозрения «Строки, опаленные войной…», прозвучат стихи о Великой Отечественной войне. И мы постараемся мысленно представить те события, участниками которых были авторы стихов, попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и печалило в происходящем. Почему именно чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны? Звучит в записи стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (Диск. Фонохрестоматия к учебнику литературы. 6 класс, автор В.Я. Коровина) Ученик: Автор этого стихотворения К.М. Симонов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны К.М. Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. Обращаясь к своему другу, поэту Алексею Суркову, он пишет о любви к Родине. Пишет просто, задушевно, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы. Учитель: Победу ковали не только те, которые были на фронте, на передовой, но и те, кто был в тылу, вселял надежду, верил и ждал и своим ожиданием спасал бойцов, воинов от вражеских пуль. Звучит в записи стихотворение К.М. Симонова «Жди меня». Ученик: Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе. Звучит в записи песня «Жди меня» К.М. Симонова. Ученик: Стихотворение А.Ахматовой «Клятва» Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Звучит в записи песня «Священная война». Учитель: Эта песня заставляла помнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Ученик: Стихотворение Павла Железнова «Дети». Ученик: Стихотворение С.Я. Маршака «Детский дом в Ельне». Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Варварство». Ученик: Мусса Джалиль – молодой татарский поэт. На войне тяжелораненый, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага, оказался в фашистском застенке тюрьмы в Берлине и был казнен в 1944 году. Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Мои песни». Учитель: Стихи и песни звали советских воинов на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников Отечества. Ученик: Стихотворение Сергея Васильева «Поле русской славы». Учитель: Ребята! Мы живем с вами на священной Сталинградской земле. Сталинград был центром ожесточенных боев. Дни и ночи гремели взрывы. И как напоминание об этом музей-панорама «Сталинградская битва», Дом Павлова, Мамаев курган. Заочная экскурсия по фотовыставке «Город-герой Волгоград» (проводят 2 ученика-экскурсовода). Учитель: Стихи наших волгоградских поэтов – это голос героической души нашего народа, это память о защитниках Сталинградской земли, нашей великой Родины. Ученик: Стихотворение М. Агашиной «Ах вы, ребята-ребята…». Учитель: Многие стихи М. Агашиной положены на музыку. Звучит в записи песня «Солдату Сталинграда». Тема войны, Сталинградской битвы, Сталинградской победы волнует и ваши юные сердца. Ученик нашего класса Прудников Александр написал стихотворение и посвятил его этой великой дате. Ученик: Звучит стихотворение «Мамаев курган» в исполнении автора.
Учитель: В Волгограде, у Вечного огня, стоят в вечном почетном карауле волгоградские мальчишки. Ученик: Стихотворение М. Агашиной «Мальчишкам Волгограда». Учитель: К юбилейным датам Сталинградской победы традиционно проводятся конкурсы сочинений издательством «Волгоград». В 2007 году выпущена книга «Легендой стала юность дедов», куда вошли и лучшие сочинения учащихся нашей школы Обмановой Анастасии и Шульмейстер Татьяны. (Книга представлена на выставке). Учитель: Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает волновать сердца людей? Почему писатели и поэты обращаются к этой теме? Звучат высказывания, ответы учащихся. Ребята иллюстрируют свои ответы рисунками. Заключение: 2 ученика читают отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |