Преподавание русского языка Урок-исследование на тему "Действительные и страдательные причастия". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2061 Извекова Инесса Николаевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: Объяснение нового материала. Форма: Урок-исследование. Цели урока: Образовательные:
Развивающие: развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи. Воспитательные: воспитание любви и интереса к русскому языку, литературе родного края, к учебному процессу. Оборудование: таблица «Образование причастий», рисунок учащихся «Генеалогическое древо причастия», иллюстрация, толковые словари, аудиозапись. План урока:
Ход урокаI. Слово учителя. Организация класса на работу.Сегодня мы продолжаем исследование ранее не известной нам части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, проверим домашнее задание (упражнение № 107 из учебника «Практика»). Ученик на доске под диктовку записывает следующие словосочетания с объяснением орфограмм:
– А теперь вспомним все, что мы знаем о причастии, как части речи. Звучит индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика. Рассказ сопровождается показом рисунка, выполненного детьми, с изображением символического генеалогического дерева причастия с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагательного. Причастие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и обладающая общими с глаголом и прилагательным свойствами. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны вопросы что делающий? что сделавший? Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), по числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже. Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную и краткую (выученный – выучен). Краткие причастия не склоняются. Полные причастия в предложении выполняют роль определения, краткие – сказуемого. Образуясь от глаголов, причастия сохраняют некоторые их признаки. Причастия имеют вид (совершенный и несовершенный): прыгавший – прыгнувший. Имеют время (настоящее и прошедшее): толкающий – толкавший. В отличие от глаголов, причастия не имеют форм будущего времени. Причастия могут быть возвратными и невозвратными: одевающий – одевающийся. Причастия сохраняют переходность – непереходность то глагола, от которого образованы: одевающий девочку (перех.), сидящий, говорящий (неперех.). – Как вы уже заметили, ствол дерева условно поделен на две части каждая из которых имеет свое название. А вот что представляют эти названая нам и предстоит выяснить. II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся языковым материалом.На доске представлены примеры с причастиями.
В 1-м столбике находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. Во 2-м столбике причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица). Причастия 1-го столбика называются действительными, так это название связано с активностью, действенностью признака. Причастия 2-го столбика называются страдательными, это название связано с подчиненностью признака действию другого предмета. Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей. III. Закрепление материала.Коллективно устно выполняется упр. 110 из учебника «Практика». Обязательно использование образца рассуждения. Обращаем внимание на записанные на доске примеры из домашнего упражнения с целью нахождения в них действительных и страдательных причастий. Выполняется упр. 111 самостоятельно, письменно. Два сильных ученика одновременно выполняют его на отворотах доски. Производится морфемный разбор двух действительных и двух страдательных причастий.
– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий. IV. Лингвистический эксперимент.Образовать все возможные причастия от данных глаголов. В результате этой работы заполняется следующая таблица Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия. – Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета). – Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно немного отдохнуть. V. Работа с иллюстрацией.Работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Задание выполняется дифференцированно, (поднимающиеся вверх туристы, бегущие по небу облака, вьющаяся тропинка, флаг, развеваемый ветром, протоптанная дорожка, облака, подгоняемые ветром). Придумать с любым из этих словосочетаний предложение по схеме:
– Сейчас мы вновь мысленно перенесемся на лоно природы, в зону лесостепную. Именно в этой зоне расположена наша область. Поможет нам в этом мастерство И.С. Тургенева, написавшего рассказ «Лес и степь», отрывок из которого сейчас прозвучит. VI. Выразительное чтение отрывка наизусть.звучит под музыкальное сопровождение VII. Беседа по тексту.Какой вид с горы! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни узкие дорожки; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Холмы все мельче и мельче, дерева почти нет. Вот она, наконец, – безграничная, необозримая степь! – О чем этот текст? – Какое настроение создает он? – Каково отношение автора к описываемому? (текст о любви к родной природе, настроение радостное, умиротворенное, автор восхищается увиденным, он счастлив, что может созерцать все это, об этом свидетельствуют первое и последнее предложения, являющиеся по эмоциональной окраске восклицательными) – Каков темп прочтения? Почему? (темп замедленный, так как это описание, а говорить о такой красоте быстро невозможно, поэтому такое обилие запятых, точек с запятыми) – Значение каких слов непонятно? VIII. Работа со словарями.С.И.Ожегова «Словарь русского языка» и Даля «Толковый словарь живого великого русского языка» (том 1 (А – 3)) в которых выясняется значение слов: гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба, службы – постройки для хозяйственных надобностей (устар.), драхвы – степная птица с индейку; диалектизм, (дрофа, дудак). Определите стиль (художественный, т.к. используются изобразительно – языковые средства: метафоры – «холмы волнами», «овраги вьются» и др.; олицетворения – холмы «разбегаются», «бегут» дорожки, дом «приютился»). – Благодаря использованию каких частей речи Тургеневу удается передать красоту природы? (существительные – 24, глаголы – 5, причастия – 5, прилагательные – 9) – Найти причастия? Каких причастий больше? Почему? (одно – заросшие, четыре – страдательных: распаханные, засеянные, разбросаны, перехваченная). Преобладают страдательные причастия, потому что они, заменяя глаголы, лишь напоминают о деятельности человека, который когда-то распахал, засеял поля, перехватил плотину. Природа испытывала деятельность о стороны людей. – Необходимо сказать о прилагательном «необозримый», образованным приставочно – суффиксальным способом от глагола «обозреть» с помощью приставки -не- и суффикса -им-. Оно обозначает постоянный признак степи – бескрайняя, безграничная, необъятная. – Какова роль причастий в отрывке? (Причастие образно описывает предмет, служит выразительным средством в художественном произведении. С другой стороны, причастие заменяет глаголы, показывая тем самым спокойное, безмятежное состояние природы.) IX. Орфографическая, пунктуационная работа.Объясняются орфограммы и пунктограмма (постановка знаков препинания при причастном обороте). X. Подведение итогов.
XI. Инструктаж по домашней работе.«Теория» §134, «Практика» №116. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |