Преподавание русского языка Активизация познавательных интересов младших школьников на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.05.09 Просмотров: 342 Будаева Татьяна Степановна, учитель начальных классов Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, я поняла, что учебный материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я всегда стараюсь разнообразить урок играми, загадками, кроссвордами, ребусами. Стараюсь делиться с детьми всем тем, чем сама владею и восхищаюсь. Всегда восхищалась и не перестаю восхищаться традициями русского народа. И своих учеников приучаю к этому же. Представляю урок русского языка, который я показывала на районном конкурсе “Учитель года”. Урок русского языка во 2-м классе.(Урок-путешествие на ярмарку существительных). Тема: Имя существительное. Лексическое значение имен существительных и их роль в речи. Цели: 1. Ознакомить учащихся с обобщенным значением имен существительных: являются названием людей, вещей, животных, растений, явлений природы. Оборудование: мультимедийный проектор, призы, вещи. Ход урока1. Организация начала урока.Учитель: – Эй, честной народ! Собирайся поскорей, наряжайся, Да отправимся мы, да на ярмарку. 2. Сообщение темы и целей урока.– Сегодня мы мысленно побываем на ярмарке. Узнаем, как в старину на Руси проводились ярмарки. Ярмарка, на которой мы побываем, носит название одной из частей речи, которая давно живет в мире этом и дает название предметам. – Как вы думаете, какая это часть речи? (На мультимедийном проекторе появляется заголовок: Ярмарка существительных.) – На какие вопросы отвечают имена существительные? – Имена существительные мы часто употребляем в речи. Почему? – Цель нашего визита на ярмарку– узнать, что могут означать имена существительные. 3. Минутка чистописания.– Прежде чем отправиться на ярмарку, давайте поближе познакомимся с этим словом. Запишем его. Письмо ваше должно быть безотрывным, а посадка правильной. – Яр-мар-ка. Это слово пришло к нам из немецкого языка. “Яр”-год, “маркт”-торг. Переводится так “ежегодный торг, базар”. (На мультимедийном проекторе появляется иллюстрация с изображением ярмарки). – На какой вопрос отвечает это слово? К какой части речи относится? – Посмотрите на иллюстрацию и устно составьте предложение со словом ярмарка. – А вот следующее предложение запишем под диктовку: Девица пришла на ярмарку. (Дети объясняют написание орфограмм, находят и подчеркивают главные члены предложения). – Каким же членом предложения может быть имя существительное? 4. Словарная работа.– А пришла девица на ярмарку, чтобы купить что-нибудь для приготовления обеда и дополнения к обеду. Угадайте, что же она купит. (В процессе отгадывания загадок на экране проектора появляются слова-отгадки, дети записывают слова, подчеркивают безударные гласные). 1. На лесной полянке красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки. (Земляника). 2.Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло.(морковь). 3.Круглое, румяное, с дерева упало, прямо в рот попало (яблоко) 4.Лежит меж грядок зелен и сладок (огурец) 5.Растет на ветке красная ветка, а на ней зеленые детки (помидор) 6.Как надела сто рубах– захрустела на зубах (капуста) 7.Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна” (картофель). – Какие слова вы записали? – На какой вопрос отвечают эти слова? – К какой части речи относятся? – Как эти слова можно назвать одним словом? – Мы записали имена существительные, обозначающие растения. 5. Классификация слов. Уточнение знаний учащихся о лексическом значении имен существительных.– Как вы думаете, а кто привозил товары на ярмарку? Кто их продавал? (Люди). – Какие люди бывали на ярмарке? (Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями). – Разный товар на ярмарке продавали …(купцы). – Из деревни привозили на продажу хлеб, деревянную и глиняную посуду, домашних животных и птиц…( крестьяне). – Веселили и развлекали всех…(скоморохи). – Допишите, какие еще люди бывали на ярмарке? (старики, дети, артисты). – Какой вопрос можно поставить к этим словам? – Вот мы узнали, что существительные обозначают людей. Физкультминутка.(Выходит ученик в костюме скомороха и проводит физкультминутку).
Прыгали, скакали и пошли далее… – Расхваливали свой товар сами купцы (выходит мальчик в костюме купца и расхваливает товар). Тары-бары-растабары, – Посмотрите, какие товары есть в лавке у купца. Купите что-нибудь. (Перед доской стоит стол, на нем лежат вещи: цветная шаль, варежки, носки, рубаха, юбка). – Допишите предложение: В лавке у купца я купил(а)… – На какой вопрос отвечают слова? – Как их назвать одним словом? – Эти имена существительные обозначают вещи. – А еще на ярмарке продавали диких и домашних животных. (На экране проектора появляются картинки с изображением животных). – Допишите предложения и узнайте, каких же животных продавали на ярмарке. Веселит людей…(медведь). (В слове медведь учащиеся определяют количество звуков и букв). Громко мычит …(корова). (Слово корова разбирают по составу). Крутится в колесе …(белка). (В слове белка определяют ударение). – Какой вопрос можно поставить к этим словам? – Как назвать их одним словом? – Это имена существительные, обозначающие животных. – Запишите предложение, в котором укажете, каких еще животных продавали на ярмарке. – А еще есть имена существительные, обозначающие явления природы. – На какой вопрос отвечают эти слова? – Запишите, какие явления природы вы знаете (дождь, иней, роса, молния, гром). – Вот и отшумела ярмарка. Люди стали расходиться по домам со своими покупками. 6. Закрепление изученного.Работа по учебнику. – А купцы открыли торговые книги и стали вести учет. – Давайте мы заглянем в торговые книги. Чтение вывода. – Что же называется именем существительным? – На какие вопросы отвечают имена существительные? -Что они могут означать? 7. Самостоятельная работа.Упр. 345.(для каждого ряда дать задание). 1 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие людей, животных. 2 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие растения, вещи. 3 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие явления природы. Взаимопроверка. Оценивание. 8. Итог урока.– Где мы сегодня побывали? (На ярмарке – у существительных будет изменяться окончание, об этом дети узнают позднее). – Что нового сегодня узнали? – Что понравилось на уроке? – Где затруднялись? Награждение самых активных призами, выставление оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |