Преподавание русского языка Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.05.02 Просмотров: 338 Логинова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы Цули урока:
Познавательный (обучающий) аспект цели:
Развивающий аспект цели:
Воспитывающий аспект цели:
Оборудование урока: Компьютер, презентация (см. приложение 1), мультимедийная установка, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы. Ход урока I. Организационный этап. II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. На доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока “Повторение и обобщение изученного по теме …”. Формулируем тему урока. - Давайте сформулируем и запишем в тетрадь тему урока. А для этого решим кроссворд (Компьютер, слайд №1).
- Вы, наверное, заметили, что слова, которые мы записывали в кроссворд, - термины, которые встретились нам на уроках, посвященных изучению лексики русского языка. Записываем в тетради тему урока: “Повторение и обобщение изученного по теме “Лексика”. - Что называется лексикой? (Лексика – это словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Раздел науки о языке (лингвистики), который изучает словарный состав языка называется лексикологией). - Цели урока (Компьютер, слайд № 2). Надо знать:
Надо уметь:
III. Этап обобщения и систематизации изученного (Компьютер, слайд № 3). – Жизнь общества, вся история человечества, история науки и техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. Русский писатель, настоящий певец русской природы, истинный знаток русского языка К.Г.Паустовский писал: “Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова исчезают, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить новые предметы, их действия и признаки. А как вы думаете, удалось ли мальчику “придумать” новое слово? Почему? (Компьютер, слайд № 4)
(Мальчику не удалось придумать слово, потому что у этого слова нет значения. А без лексического значения слово не может существовать). - Ребята, познакомьте своих товарищей с лексическим значением тех слов, которые вы выбрали для создания своего рассказа о слове. Учащиеся знакомят с лексическим значением слов и говорят о том, что однозначными или многозначными они являются. 1 группа – МИР. - Знать лексическое значение слова нужно не только для того, чтобы расширить свой словарный запас, сделать речь богаче и выразительнее, но и для того, чтобы грамотно писать, потому что от лексического значения слова будет зависеть правильное его написание. Вспоминаем, повторяем! 1. Словарно - орфографический диктант (Компьютер, слайд № 5, 6). Задание:
- Назовите слова с омонимичными корнями (Росистый, заросли). ДОБРО –
ДОБРО – частица. Ладно, хорошо. ДОБРО – союз. Пускай бы ещё. МИР –
МИР –
2. Работа с текстом (Компьютер, слайд № 7, 8). (1)Войдешь в лес ранней осенью, и глаза разбегаются от изобилия красок, запахов и звуков. (2)В сентябрьском лесу рядом в…сна и осень желтый лист и зеленая тр…винка теплое солнце и х…лодная радуга ув…дание и расцвет тишина и песни. (3)Что-то грустное и печальное слышится и видится в осеннем лесу. (4)Долго стою я на опушке около ели. (5)Трогаю ее слегка влажные от н…чного тумана ветви. (6)Смотрю, как просыпается небо. (7)Солнце л…ниво ощупывает м…кушки берез светится в в…ршинах лиственниц. (8)Серебряные нити паутины превратились в настоящий шедевр. (9)Обхожу стороной это волшебное тв…рение но все-таки легкие паутинки с…дятся на лицо, прил…пают к одежде. (10)Выб…раюсь на опушку березовой рощи. (11)Она г…рит желтым пламенем но скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез. (1)Войдешь в лес ранней осенью, и глаза разбегаются от изобилия красок, запахов и звуков. (2)В сентябрьском лесу, желтый лист и зеленая травинка, теплое солнце и холодная радуга, увядание и расцвет, тишина и песни. (3)Что-то грустное и печальное слышится и видится в осеннем лесу. (4)Долго стою я на опушке около ели. (5)Трогаю ее слегка влажные от ночного тумана ветви. (6)Смотрю, как просыпается небо. (7)Солнце лениво ощупывает макушки берез, светится в вершинах лиственниц. (8)Серебряные нити паутины превратились в настоящий шедевр. (9)Обхожу стороной это волшебное творение, но все-таки легкие паутинки садятся на лицо, прилипают к одежде. (10)Выбираюсь на опушку березовой рощи. (11)Она горит желтым пламенем, но скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез. Задание:
- Все ли слова данного текста вам понятны? (Да). Учащимися ставится сценка (И.С.Тургенев “Записки охотника”). - Где Люба? – спросил я. (Слово “щавель” является общеупотребительным словом, а слова “батожья”, “столбцы”, “петушки”, “стебени” – диалектные). - К какой лексике, общеупотребительной или ограниченной в употреблении относятся ваши слова: МИР, ДОБРО, СНЕГ, МОРЕ? (Общеупотребительной). - Назовите фразеологизм, который употребляется в данном тексте. (Да, есть. Это фразеологизм – глаза разбегаются. Его значение – “кто-либо не может сосредоточится на чем-то одном от многообразия предметов, богатства впечатлений”). - В каких фразеологизмах встречаются слова МИР, ДОБРО, СНЕГ, МОРЕ? - Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто используются в разговорной речи. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Дома я просила каждую группу написать небольшой рассказ, включив в него фразеологизмы. Давайте послушаем. (Звучат рассказы учащихся). Пришел я однажды домой и ахнул! В моей комнате вавилонское столпотворение. Хитрюга-кот проник в комнату, опрокинул клетку с попугаями и пытается своими лапищами достать птичек. Они притихли, дрожат как осиновые листочки. “Скорей! Спасай своих пернатых!” – пронеслось у меня в голове. “Брысь!” – крикнул я коту. Рыжее чудовище махнуло хвостом и скрылось несолоно нахлебавшись. 3. Защита творческих проектов (Компьютер, слайд № 9). Учащиеся каждой группы рассказывают о слове (см. приложение 2). IV. Этап подведения итогов занятия. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |