Преподавание русского языка Урок обобщения по теме "Деепричастие". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1192 Еркеева Марина Фларетовна, учитель русского языка и литературы Цель: систематизировать знания о деепричастии, развивать умения конструировать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, вспомнить правила дорожного движения. Оборудование и материалы к уроку: демонстрационные таблицы по теме "Деепричастие", листы с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки, плакаты с правилами дорожного движения. Ход урока (слайд 1) 1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. 2. Фронтальный опрос. А) Сделать морфемный и словообразовательный разборы деепричастий у доски (2 ученика) Не осмотревшись - осмотреться (суффиксальный); не реагируя - реагируют (суффиксальный). Б) Опрос теоретического материала: - что такое деепричастие? - как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида? - что называется причастным оборотом? - какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? - расскажите о знаках препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах. В) Образуйте деепричастия от глаголов (устно) Баловать - балуя Находиться - находясь. Переходить - переходя?. Отреагировать - отреагировав Г) Проверка отвечающих у доски. Составление предложений с этими деепричастиями, Не переходи улицу, не осмотревшись по сторонам. Мальчик шел через дорогу, не реагируя на сигнал светофора. 3. Работа в тетради. Запись числа и темы урока. А) Слово учителя о правописании "Не с деепричастиями". Ребята, нужно вспомнить орфограмму, связанную с правописанием деепричастий. Посмотрите на экран. Что это за правило? (Правописание "не" с деепричастиями) Перепишите, раскрывая скобки. (слайд 2) (Не) зная правил, (не) чувствуя опасности, идти (не) спеша, (не) домогая от усталости, (не) обращая внимания, (не) отрегулировав тормоза, (не) годуя из-за пробки на дороге. Проверьте написанное по образцу. (слайд 3) (Сделаем вывод о правописании "не с деепричастиями"). Б) Сделать устно пунктуационный разбор предложения (оно записано на доске). (слайд 4) И шествуя важно в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Знаки препинания не расставлены). В) Слово учителя.
Г) Записать предложение (1 ученик у доски, остальные в тетрадях) и сделать полный синтаксический разбор. Выполняя правила дорожного движения, мы заботимся о своем здоровье и долголетии. (Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом). Д) А какие правила дорожного движения вы знаете? А всегда ли вы выполняете эти правила? (Обратиться к плакатам с правилами дорожного движения) (слайды 5-10) 4. Развлекательная пауза. Слово учителю У Григория Остера есть книга "Вредные советы". Как вы думаете, зачем даются вредные советы? Послушайте меня внимательно и ответьте, прав ли автор, давая такие советы?
Конечно, слушать это всё весело. Но прав ли автор? Этим советам ни в коем случае нельзя внимать, следовать. Какие правила дорожного движения перевернуты в этих строчках с ног на голову? (выслушать мнение детей). 5. Запись предложения. (слайд 11) Чтоб жить, не зная огорченья, Чтоб бегать, плавать и летать, Ты должен правила движенья Всегда и всюду соблюдать. (Найдите деепричастие, определите вид, объясните знаки препинания). 6. Исправление грамматических ошибок в предложениях: (слайд 12) Ребята, в русском языке тоже есть правила построения предложений. У вас на партах лежат листы с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки. Постарайтесь исправить ошибки и записать в исправленном виде в тетрадь. а) Вася, выбежав на дорогу за мячом, и был задержан инспектором ГИБДД. б) Подходя к светофору, загорелся красный свет. в) Сережа обещал маме исправиться, расстроившись из-за его шалости. г) Мы, обходя автобус спереди. Какое правило нужно учитывать, используя деепричастия в предложениях? - Деепричастие без сказуемого не употребляется. - Деепричастие и глагол нельзя связывать с помощью союза И. - Деепричастие связано со сказуемым вопросом. Проверка (слайд 13) 7. Занимательная лингвистика. (слайд 14) Переходя улицу на красный цвет, рискуешь попрощаться с белым. - Какой фразеологизм спрятан в этом предложении? (Белый свет - жизнь) 8. Итог урока. - Что сегодня на уроке мы с вами вспомнили? - Что было интересного на сегодняшнем уроке? 9. Домашняя работа (по выбору) (слайд 15) 1) упражнение по учебнику (учитель сам выбирает), 2) составить 5 предложений, используя деепричастия на тему "Пешеходы и водители", 3) По картине С.Григорьева "Вратарь" составить несколько предложений с деепричастными оборотами. (Я предложила только те моменты повторения материала, которые считала нужным закрепить еще раз со своими учениками. Каждый преподаватель может выбрать что-то для себя. Но напомнить детям о правилах дорожного движения никогда не будет лишним, тем более в наше время ). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |