Преподавание литературы План урока литературы. Урок развития речи "Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1154 Белоусова Мавлида Идрисовна, учитель русского языка и литературы Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей. Цели урока:
Оборудование:
Эпиграф: По дневнику весьма удобно судить о самом себе. (Л.Н.Толстой) ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя. Мы закончили изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вместе с вами проследили, как Петруша Гринёв, беззаботный недоросль, лазающий по голубятням, мечтающий о вольной жизни в Петербурге и легко поддавшийся влиянию И.И.Зурина (в трактире), превращается в настоящего офицера. В человека, любящего свою Родину, своих родителей, наконец Машу Миронову. В человека, который остался верен присяге до конца. Мы познакомились с семейством храброго капитана Миронова, узнали о предательстве Швабрина. Ну и сам Емельян Пугачёв предстал перед нами не только как злодей и предводитель крестьянского восстания, но и как человек, умеющий прощать, миловать. II. Объяснение нового материала 1. Знакомство с жанром дневника – Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся). – Значение слова дневник, которое даётся в различной справочной литературе. 1 ученик: Энциклопедический словарь: Дневник – это буквальный перевод с французского «журнал» – ежедневник (журнал в переводе с французского – день). 2 ученик: Словарь В.И.Даля толкует так: Дневник – поденные записи. 3 ученик: Малый толковый словарь под редакцией Лопатина. а) записи, ведущиеся изо дня в день. (Вести дневник). Вывод: (запись в тетрадях). Дневник – это ежедневные записи о событиях текущей жизни. – В течение дня происходит множество событий. 2. Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели – Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся). Лицейский дневник А.С.Пушкина 10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал её С.С. и вечером с товарищами тушили свечи и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вальтера. 12 декабря. Вчера не тушили свечи: зато пели куплеты на голос. Из Михайловского дневника 1824, Ноябрь 19, Михайловское. Выйдя из лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику. Из дневника: 1815 год: Я счастлив был !.. нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута! 6 мая 1830 г. Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью; моими роскошными привычками, уединениями, непостоянством. – Ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они вам интересны? (Можно узнать о становлении личности автора. Какими были его взгляды, черты характера на разных этапах жизни. Человек меняется). – Есть ли указание на дату, место, где происходило действие? – Всегда ли называются имена, фамилии или их можно зашифровать? 3. – Постепенно мы подошли к «Особенностям жанра дневниковых записей». – Датированность (указывает число, год, время суток). 4. Работа усложняется. Вашему вниманию предложены карточки. – Определить, какой из отрывков является дневником. 1. Гринёв приехал в Белогорскую крепость, он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидёв Гринёва, Маша закричала. Пётр Андреевич был не один, а с Пугачёвым. Я быстро взглянула на него и догадалась, что передо мной стоит убийца моих родителей. Я упала без чувств. Швабрин, услышав предложение Пугачёва, закричал, что я – дочь капитана Миронова. Но суровая душа Пугачёва была тронута. Он велел нам выдать пропуск на все заставы и крепости. 2. 17 марта 1774 г. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божью в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту. (Воспитывается внимание к тексту, помогает видеть особенности жанра). III. Знакомство с возможными темами сочинений – Но прежде ответьте на мои вопросы: Темы сочинений:
– Возникает вопрос: как писать сочинение? Памятка. Как писать сочинение в жанре дневниковых записей
Для этого:
IV. Хронологическая таблица событий (составлена заранее), касающийся Маши Мироновой и Петра Гринёва. (Начали составлять в классе, а дома учащиеся должны
V. Чтение примерного сочинения Как-то раз, прибираясь в тёмном чулане, роясь в старом кованом сундуке в поисках старинных вещей, я вдруг обнаружила потрёпанную с пожелтевшими страницами тетрадь. Когда я начала читать её, меня осенило: «Ведь это же дневник моей прапрабабушки Марии… Гринёвой, урождённой Мироновой! Жаль, что он сохранился не полностью, видимо, много пришлось ему вытерпеть. Но всё-таки я смогла собрать воедино то немногое, что хотела поведать о своей жизни юная Маша Миронова… 3 ноября 1773 года. К нам в крепость приехал молодой человек, зовут его Пётр Гринёв. Он высокого роста и красив собою. Как я его увидела, покраснела до корней волос. Но не могла отвести от него взгляд, такое глубокое впечатление он на меня произвёл. На меня же он особого внимания не обратил, какое ему дело до молодой круглолицей девушки, очень скромно одетой. Папа и мама встретили его хорошо, но были изумлены, узнав, что у них 300 душ крепостных крестьян. «У нашей Маши ничего нет – сказала матушка, – частый гребень да алтын денег… Хорошо, коли найдется добрый человек, а то сиди себе в девках невестою». У меня закапали слёзы от обиды, и только тогда Петрушка посмотрел на меня долгим сочувствующим взглядом и перевёл разговор на другую тему. Вскоре он ушёл с Алексеем Ивановичем Швабриным, у которого просидел целый вечер. 27 декабря 1773 года. Вот уже прошло несколько недель, как в крепости находится Пётр Андреевич. Он уже произведён в офицеры. Каждый вечер приходил к нам. Он нравится мне всё более. Алексей Иванович и Пётр Андреевич поссорились из-за какой-то песенки и подрались на шпагах. Пётр Андреевич был ранен, и его поместили у нас. Пятые сутки к нему не приходит сознание. Я очень о нём печалюсь и плачу. Я полюбила его, но мне трудно думать, что он находится на волоске от смерти. Ведь это я несколько дней назад призналась Петруше, что Швабрин ко мне сватался, а я отказала, потому что не люблю его. Мои слова открыли Петруше глаза на упорное злоречие, которым меня преследовал Алексей Иванович. 27 декабря. Вечер. О радость! Петруша пришёл в себя. Он схватил мою руку и поцеловал её, обливая слезами умиления. «Милая, добрая Марья Ивановна», – шептал он мне, – будьте моей женою, согласитесь на моё счастье! Глаза его так и сияли. Я его успокоила и сказала, чтобы он поберёг себя. Я тоже призналась ему, в сердечной склонности и сказала, что мои родители, конечно, рады будут моему счастью. Но вот его родители, не будет ли препятствия с их стороны? 10 января 1774 года. Петруша обещал написать письмо своим родителям. Я счастлива! Он меня любит! Эта мысль наполняет всё моё существование, всё моё сердце… – (Какие недочёты заметили в сочинении?). Вариант вступления: А.С.Пушкин назвал повесть о грозных событиях пугачевского бунта «Капитанская дочка», подчеркнув тем самым, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твёрдость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать жертвой нелюбимого. Чтобы отстоять честь и свободу жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице. Рассказ в повести ведётся от лица Гринёва. Он пишет свои дневники на склоне лет, но рассказывает о своей молодости. Маша тоже могла бы рассказать о том, что она пережила в молодости на пути к своему счастью в своём дневнике примерно так. – Вернёмся к нашему эпиграфу. О чём он? Что хотел сказать Л.Н.Толстой этими словами? (Дневнику человек доверяет самое своё сокровенное, чем иногда не может поделиться даже с очень близкими людьми. Маша Миронова признаётся в любви Петруше, а в нашем сочинении – дневнику. Но не своим родителям.) – Мы не всегда спокойны. Иногда дневник отражает нашу злость, недоброе отношение к людям. Когда читаешь – становится стыдно за себя, за свои поступки. Человек начинает думать, анализировать. Это уже хорошо и т.д.). VI. Подведение итогов урока а) Что такое дневник? VII. Домашнее задание: Написать сочинение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |