Преподавание литературы Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.04.25 Просмотров: 375 Воркунова Ольга Михайловна, учитель Цели урока:
I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока). Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь). II. Беседа о биографии писателя. 1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области. (Учитель зачитывает стихотворение В. Токмана “В Пинеге, как в зеркале, отразилась Веркола…”). (“Литература в школе”, №2 – 2000). Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов. 2) Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя. 3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”). 4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… (Обращение к эпиграфу). Только в восемнадцать лет будущий писатель увидел город, железную дорогу…Его насторожило городское многолюдье, где люди живут в одном доме и не знают друг друга. Трудное полуголодное детство и юность закалили его характер. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Мать была суровая, требовательная женщина. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. III. Переход к произведению. За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее. IV. Беседа по произведению. 1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе). 2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план). 3) Работа с текстом и беседа. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора. (С. 134 – 135). Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч). Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…). В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”). Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке). Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста, с. 135 – 136). Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос. V. “Лошадиная жизнь”. (Продолжение беседы). 1) Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. (Обращение ко второму эпиграфу). 2) Заслушиваются два пересказа о том, что лошади с рождения и до смерти были с человеком. (С. 137 – 138; с. 138). 3) Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца. Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного. VI. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы). Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль). Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании). Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей). О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность). Зачитывается отрывок из рассказа (с. 140). К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям). VII. Творческая часть. 1) Мы, городские жители, конечно, не имеем возможности держать у себя дома крупных животных. Но маленькие любимцы живут и у нас. О некоторых из них я просила написать мини-сочинение. (Заслушиваются два сочинения). 2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям. В завершении урока послушайте, пожалуйста, стихотворение Б. Слуцкого “Лошади в океане”. (Стихотворение читает ученица, участница городского конкурса чтецов). VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |