Преподавание русского языка Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.04.21 Просмотров: 348 Лазарева Ольга Львовна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (715 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность при выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником или подобрать дополнительную литературу. Чаще всего, учащиеся обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса. Это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной деятельности работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов. Ход урока1. Организационный этап.На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта, а именно: – разумно определить временные рамки; – продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся; – обсудить план проекта; – выбрать оптимальную форму оформления результатов; – составить и обсудить примерный план работы над проектом. Составляется под руководством учителя “Визитная карточка” проекта:
Краткая аннотация проекта: проект направлен на изучение темы “Частица” в 7-м классе. В ходе проекта решается ряд задач: освоение трудной орфограммы НЕ и НИ, работа с комплексным анализом текста, выявление роли частиц в русском языке, в текстах художественной литературы и разговорной речи. В процессе работы участники проекта самостоятельно исследуют тексты художественной литературы, рассматривают и анализируют примеры повседневной речи, а также получают навык правописания частиц. Таким образом, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения. Для успешной организации исследовательской деятельности учащихся необходимо продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества данных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование. Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы: – побуждать школьников к сравнению фактов, интерпретированию сведений и т.д.; – связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами; – обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю. Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям: – не иметь единственного и очевидного “правильного” ответа; – вызывать интерес у учеников; – предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу. Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. В соответствии с проблемными вопросами можно сформировать группы, которые будут работать в указанных направлениях. В результате чего: – создается позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества; – обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом; – учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества, то есть умение выслушать других, критиковать не личность, а идею, умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы. 2. Выполнение проекта.Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации и презентация. В таблице приводится пример предварительной разработки материалов к изучению темы “Служба частиц” в 7 классе.
Этапы работы над проектом:
3. Результат выполнения проекта.Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросы для анкеты учащихся могут состоять из следующих вопросов:
Результаты работы над проектом:Приложение (карточки):
Смысловые частицы выражают:
Формообразующие частицы образуют:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |