ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

Добавлено: 2018.04.21
Просмотров: 209

Лазарева Ольга Львовна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (715 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность при выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником или подобрать дополнительную литературу. Чаще всего, учащиеся обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса. Это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной деятельности работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов.

Ход урока

1. Организационный этап.

На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта, а именно:

– разумно определить временные рамки;

– продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

– обсудить план проекта;

– выбрать оптимальную форму оформления результатов;

– составить и обсудить примерный план работы над проектом.

Составляется под руководством учителя “Визитная карточка” проекта:

Учитель

Ольга Львовна Лазарева

Тема учебного проекта

Частица

Дидактические цели

Развитие грамотности, читательской культуры учащихся

Методические задачи

Освоение и правильное применение орфографических правил, сравнительный анализ художественных текстов, использование частиц в разговорной речи

Основополагающий вопрос

Какова цена частицы?

Вопросы учебной программы

Что такое частица? Как “работают” частицы? Какова роль частиц в творчестве А.С.Пушкина? Как часто мы используем частицы в своей речи? Что дает языку маленькая, но важная частица?

Самостоятельные исследования в учебном проекте

Сказочные частицы А.С.Пушкина. Тургеневские частицы. Служба частиц. Отрицаем все и вся… Роль риторических вопросов в “Станционном смотрителе”.

Пункты тематического учебного плана

Служебные части речи. Частица. Понятие о частице. Словообразующие и формообразующие частицы. Отрицательные частицы. Значение частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Раздельное написание НЕ с другими частями речи.

Предметные области

Русский язык и литература.

Ключевые слова

Частица, формообразующая и словообразующая частица, текст, стили текста, жанр.

Краткая аннотация проекта: проект направлен на изучение темы “Частица” в 7-м классе. В ходе проекта решается ряд задач: освоение трудной орфограммы НЕ и НИ, работа с комплексным анализом текста, выявление роли частиц в русском языке, в текстах художественной литературы и разговорной речи. В процессе работы участники проекта самостоятельно исследуют тексты художественной литературы, рассматривают и анализируют примеры повседневной речи, а также получают навык правописания частиц.

Таким образом, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения.

Для успешной организации исследовательской деятельности учащихся необходимо продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества данных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование. Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы:

– побуждать школьников к сравнению фактов, интерпретированию сведений и т.д.;

– связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами;

– обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.

Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

– не иметь единственного и очевидного “правильного” ответа;

– вызывать интерес у учеников;

– предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу.

Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос.

В соответствии с проблемными вопросами можно сформировать группы, которые будут работать в указанных направлениях. В результате чего:

– создается позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества;

– обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом;

– учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества, то есть умение выслушать других, критиковать не личность, а идею, умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы.

2. Выполнение проекта.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации и презентация.

В таблице приводится пример предварительной разработки материалов к изучению темы “Служба частиц” в 7 классе.

Тема проекта

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

Результаты работы групп

“Служба частиц” Для чего служат

Частицы?

Какие оттенки вносят?

Для образования каких форм служат?

Презентация

Этапы работы над проектом:

  • Ознакомительный – изучение теории
  • Отборочный – отбор информации по теме
  • Аналитический – аналитическая работа с выбранным материалом
  • Обобщающий – систематизация и обобщение результатов исследования
  • Оформительский – создание презентации

3. Результат выполнения проекта.

  • Время выполнение проекта – 1 месяц
  • Программно-техническое оснащение – компьютер, сканер, принтер
  • Программное обеспечение – мультимедийные энциклопедии
  • Материалы на печатной основе – учебники, справочники и другая учебно-методическая литература
  • Оформление результатов – журнал, карточки, презентация

Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросы для анкеты учащихся могут состоять из следующих вопросов:

  • Как ты организовал свою деятельность?
  • В каких видах работ участвовал?
  • Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
  • Достаточно ли тебе времени, отведенного для проекта?
  • Чему ты научился в результате работы над проектом?

Результаты работы над проектом:

  • Учащиеся достигают хороших результатов в изучении русского языка;
  • Имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;
  • Повышают мотивацию учащихся при изучении русского языка;
  • Имеют простор для творческой деятельности.

Приложение (карточки):

вносит различные оттенки

служит для образования

в предложение

форм слова

вносит различные смысловые

служит для образования

оттенки в предложение, а

форм слова (условного или

также выражают чувства

повелительного наклонения

и отношение говорящего

глагола, степеней сравнения

к тому, о чем говорится в

прилагательных и наречий

предложении

Смысловые частицы выражают:

  • Вопрос: Можно ли написать хорошее сочинение за один вечер?
  • Восклицание: Что за уха! Да как жирна!
  • Указание: Вот уже кое-где мелькает травка.
  • Сомнение: Вряд ли стоит тебе туда идти.

Формообразующие частицы образуют:

  • Условное наклонение глагола: Ты бы все-таки отдохнул.
  • Повелительное наклонение глагола: Пусть он ответит за свои поступки!
  • Степень сравнения прилагательных: Роза – самый красивый цветок!
  • Степень сравнения наречий: Он взлетел выше всех!