Преподавание русского языка Правописание приставок на з-, с-: раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2188 Соколенко Галина Васильевна, учитель русского языка Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-. Задачи:
Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков. Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса. Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты. План урока
Ход урока 1. Организационный момент. Проверка готовности учащегося к уроку. Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Психологический настрой на работу. Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи. 2. Сообщение темы урока и постановка цели. Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З-, а когда – С-. И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему. 3. Словарная работа. Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд). - Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение) - Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация) - Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия) - Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий). Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу. )
Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание? Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём. Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие. Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан. Отчизна - (высокое) Отечество, родина. Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь. 4. Объяснение новой темы. Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их. Безделье до добра не доводит. У сильного всегда бессильный виноват. Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?
От безделья собака лает. Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните. Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку. Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим? Подчеркни первую согласную в корне. Перед звонкой или глухой согласной пишется З-? Повторим буквы, обозначающие согласный звук.
Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой. В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица) Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.
Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано? Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С€ На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется З? Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С€ На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С? Вывод. (с. 33)
5. Творческий диктант. Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.
6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз. И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу. 7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34. Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова. Дорогие юные друзья! Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы. Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга. Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста? Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья. 8. Самостоятельная работа. Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок. 9. Составление суждения о письме Л. Леонова. Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:
Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя. 10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь. 11. Проверка выполненного задания. Чтение учащимися своего суждения. Обобщение. Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами. Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы? 12. Задание на дом. Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку: Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты. В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли). Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки. 13. Итог урока. Учитель: Назовите тему сегоднечного урока. Какие моменты урока вам лучше запомнились? В каких случаях пишется приставка на з -; с-? С какими словами из словаря вы познакомились? Какие слова вы скажете человеку XXI века? Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”? Оценка за работу на уроке. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |