Преподавание литературы
Урок чтения в 9-м классе по теме «М.Горький. "Песня о Соколе"»
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2370
Епишина Ольга Александровна, учитель начальных классов Концептуальная цель: развитие эмоционально-волевой сферы. Тема: «В жизни всегда есть место подвигу» (по произведению М.Горького «Песня о Соколе» (3 урок). Цель: развитие чувства ответственности, точности и ясности речи. Задачи: - Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
- Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе
- Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Проблема: непонимание предназначения человека в мире. Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни? Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы») Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки с высказываниями, карточками с чертами характера. Этапы урока | Ход урока | Презентация (№ слайда) | Организация класса | | | Вступительное слово учителя | – Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга) – Скажите, легко ли размышлять? – Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни. | №1 №2 | Проверка домашнего задания | – Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о соколе». – Расположите их в нужной последовательности. – Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображен. | | Работа над произведением 1. Характеристика героев 2. Выступления учащихся | – Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол. – Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола): - Характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые подходят данному герою – Приложение 1).
- Речь
- Среда обитания
- Природные стихии
- Музыкальный образ (учащиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящий)
- Отношение к жизни, смысл существования
(При работе в группах дети используют текст. Учитель оказывает индивидуальную помощь) | №3 | 3. Работа над идеей произведения | – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола? – Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь? – Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему? – Кого имел в виду автор, описывая персонажей? | | 4. Работа над проблемным вопросом | – Прочитайте еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол. – В чем же смысл человеческой жизни? – Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей. (Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети зачитывают их вслух, объясняют, как они их понимают) – В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть. – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений: - живем, чтобы быть успешными в делах, семье
- живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
- живем, чтобы найти себя
- живем, чтобы жить
- живем, чтобы действовать
- живем, чтобы работать
- живем, чтобы быть счастливыми
– А какое высказывание ближе вам? Почему? | №4 №5 | Авторская позиция | – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу. – Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? – А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил.Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц. Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас. Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться. | | Работа с примерами из жизни | – Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случить горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют) – От кого это зависит? – Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха) – Кто знает его название? – Кто его написал? – Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой) – Кто его исполняет? – Что может объединять двух этих людей, которые в общем – то совершенно разные? | №6 | Работа с текстом | – Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз? – Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово? – В чем мудрость безумства? | | Работа с высказыванием М.Горького | – Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание М.Горького. Как вы его понимаете? Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем? | №7 | Итог по уроку, д/задание | – Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Поэтому желающим помимо основного д/задания (выучить отрывок)предлагаю написать сочинение | №8 | Рефлексия | – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|