Преподавание литературы
Новые педагогические технологии в образовании. Прецендентные имена в словарном запасе выпускника 11-го класса
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 795
Токарева Наталья Ивановна, учитель русского языка Исследования в области образования приобретают особую актуальность. Их результаты дают возможность оценить качество образования учеников. Изучение сфер-источников прецедентных имен может предоставить интересный материал для оценки эрудиции учащихся. Прецедентное имя понимается в современной лингвистике как индивидуальное имя, связанное с широко известной ситуацией или с известным текстом (Ясная Поляна, А.С. Пушкин, «Война и мир»). Цель работы: изучение эрудиции учеников 11 класса в сфере прецедентных феноменов и устранение пробелов в знаниях учащихся. Задачи: - Изучить литературу по исследуемой проблеме.
- Разработать и апробировать на практике диагностические методики выявления качества образования выпускников.
- Разработать методику внеклассной работы в 11 классе с использованием прецедентных имен.
- Показать актуальность, новизну и практическую значимость проведенной исследуемой работы.
Тесты по прецедентным именам могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем и итоговом контроле. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют применять его на практике. В результате последовательной систематической работы учащиеся могут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке и вовремя устранить их. Если по результатам проделанной работы вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Учитель сможет отслеживать как индивидуальную структуру знаний учащихся, так и собственные упущения. Все тестовые задания должны быть взаимосвязаны между собой, задания к каждому тесту должны быть разные, но плохо опознанные прецедентные имена должны быть в последующих заданиях. В заданиях прецедентные имена должны быть связаны с названием текстов, именами писателей, литературными героями, прецедентными высказываниями, цитатами из текстов, с эпизодами художественных произведений. Исследование по изучению эрудиции учащихся и её обогащению могут быть проведены не только на уроках литературы, но и в ходе внеклассных мероприятий по предмету. На таких занятиях учащиеся могут практически применить полученные знания, в ходе работы над прецедентным именем развиваются познавательные навыки учащихся, воспитывается интерес к литературе, творчеству, у учащихся появляется стремление к достижению поставленных задач. Данная технология делает процесс изучения литературы увлекательным, а в процессе работы над прецедентным именем учащиеся не только систематизируют свои знания, но и раскрывают свои способности, учатся работать в коллективе, самостоятельно достигать намеченной цели. Преимущество данной работы в том, что она не затрачивает большого количества времени, может проводиться во всех классах и использоваться для систематизации знаний по любым предметам. По данной технологии я работаю пятый год, и анализ проведенного исследования доказал, что после систематической работы над прецедентным именем показатели значительно улучшились даже у слабых учеников. В данной работе представлены материалы для 11 класса, но подобная работа ведется и в других классах, и материалы многих тестов сейчас подбирают сами учащиеся. Тест 1.1. Выделить крестиком знакомые имена. - Ясная Поляна.
- Сергей Есенин.
- Анна Каренина.
- Сенатская площадь.
- Куликово поле.
- Михаил Шолохов.
- Пьер Безухов.
- Женька Комелькова.
- Хлестаков.
- Евгений Онегин.
- Иван Пущин.
- Бородино.
Тест 1.2. Объясните значение прецедентных имен. Установите связи с другими прецедентными именами (2-3 примера). - Ясная Поляна.
- Сергей Есенин.
- Анна Каренина.
- Сенатская площадь.
- Куликово поле.
- Михаил Шолохов.
- Пьер Безухов.
- Женька Комелькова.
- Хлестаков.
- Евгений Онегин.
- Иван Пущин.
- Бородино.
Тест 2. Напишите три первые реакции (ассоциации) на соответствующие стимулы. - Обломов.
- Андрей Болконский.
- Печорин.
- Евгений Базаров.
- Тарас Бульба.
- Петр Гринев.
- Родион Раскольников.
- Плюшкин.
- Васька Пепел.
- Чичиков.
- Вера Николаевна Шеина.
- Тарас Скотинин.
Тест 3. Определите по данному высказыванию автора произведения, а если возможно то и героя произведения, которым были сказаны эти слова. -
«У сильного всегда бессильный виноват». -
«Отчего люди не летают?» -
«Служить бы рад, прислуживаться тошно». -
«Рожденный ползать – летать не может». -
«Не хочу учиться, а хочу жениться…». -
Светить всегда, светить везде До дней последних донца. Светить – и никаких гвоздей Вот лозунг мой и солнца. -
«Человек! Это великолепно! Это звучит гордо…» -
«Вся Россия наш сад…» -
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц, – … -
«Но я другому отдана и буду век ему верна». Тест 4. Соотнесите прецедентное имя с текстом. Определите художественное произведение и автора этого произведения. -
«Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле». -
«Каморка его приходилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру...» -
«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями...» -
«Халат имел в глазах тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе. Он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то не примерно попадал в них сразу...» -
«Апрель, дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет с радостными, поразительно живыми глазами.... -
«Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них, особенно умиляли меня его сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонными сапожниками. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь он не покупает модных сапог, а носит домодельные» – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня..,.». -
«он ему показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». -
«Хата была пуста. В ней господствовал тот печальный, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда. Кучи сора и тряпок лежали на полу, да в углу стоял остов кровати. С стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол окопной рамы. Это была нитка дешевых красных бус...» -
«На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.... -
«Такая ли была! Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках?.... До смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало, я в рай войду....» Тест 5. Рядом с названием художественного произведения напишите автора и 2-3 героев из этого произведения. - «Ревизор».
- «А зори здесь тихие».
- «Мертвые души».
- «Недоросль».
- И.А. Крылов
- «Горе от ума».
- Н.А. Некрасов.
- «Гроза».
- «Герой нашего времени».
- «Вишнёвый сад».
- «На дне».
- М.Е. Салтыков-Щедрин.
Тест 6. Определите автора и название произведения, дайте краткую характеристику этому герою. - Левинсон.
- Татьяна Ларина.
- Кабаниха.
- Желтков.
- Воланд.
- Соня Мармеладова.
- Вощев.
- Григорий Мелехов.
- Элен Курагина.
- Давыдов.
- Кутузов.
- Павел Власов.
Урок-игра: Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?» – Приложение 1. Урок-игра: «Счастливый случай» – Приложение 2.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|