Преподавание русского языка Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2148 Таболова Анна Маратовна, преподаватель русского языка и литературы Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении. Цели урока:
После изучения темы студент должен знать: определение бессоюзного сложного предложения, правила постановки знаков между частями бессоюзного сложного предложения. Студент должен уметь: определять вид сложного предложения, находить грамматическую основу, выбирать нужные знаки и ставить их между частями, применять на практике орфографические и пунктуационные правила. План урока:
ХОД УРОКАI.На дом студенты получили задание – повторить виды сложных предложений, поработав с таблицей и дополнив ее своими примерами:
Проверяем домашнее задание. II.Продолжаем тему “Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении. Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его. Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны бессоюзной связью. - Какие знаки ставятся между частями БСП? Запятая и точка с запятой ставятся в том случае, когда части равноправны, то есть не зависят одна от другой. Запишем два предложения и сравним их: В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов). Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов) Выделите основы (потемнело; голова закружилась; Я шел, было грустно) - Как соотносятся части в этих предложениях? В первом примере обе части равноправны – между ними можно поставить союз и – получится ССП). Во втором примере вторая часть подчинена первой, от которой мы и задаем вопрос: Я шел медленно - почему? Мне было грустно) Обобщение: запятая ставится в случае, когда обе части равноправны. - Когда же мы ставим точку с запятой? Запишем предложение и рассмотрим этот пример: Дубовые кусты разрослись по склонам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Т.) - Сколько частей в предложении? (три части). Третья часть предложения распространена и осложнена однородными членами предложения. Кроме того, смысловая связь между 1 –2 и 3 частью менее тесная. Вывод: Точка с запятой ставится в случае, когда одна из частей осложнена, сильно распространена или имеет слабую смысловую часть с другими частями. III.
Рассмотрим пример: Я знал его: мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно. - Как соотносятся части? Они равноправны? Первая часть содержит законченную мысль? Нет. Оно неполное без второй части. Т.о. вторая часть выполняет вспомогательную функцию: оно поясняет первую часть: Я знал его, а именно: мы странствовали с ним… Еще пример. Мне снилось: я шел по широкой голой степи… (Т.) Какие отношения между частями? (Вторая часть подчинена первой – она ее дополняет) - Какой союз можно поставить между частями? Мне снилось, что я…. Т.о. наше БСП превращается в СПП. Запишем еще один пример: На том берегу небо было залито багровой краской: восходила луна.(Ч.) - В какой части БСП содержится основная информация? Какую функцию выполняет вторая часть? (Указывает на причину) Небо было залито – почему?- восходила луна. Сделаем вывод: в каких случаях в БСП между частями ставится двоеточие? - Когда вторая часть поясняет первую.
Рассмотрим следующие примеры:
(Предложения, в которых стоит тире, как правило, более короткие и более выразительные.) - В какой части предложения содержится основная информация? (Во второй части: мне отрада, щепки летят, соловей поет). Во всех примерах первая часть выступает в роли придаточного предложения: Мне отрада – при каком условии? – если вы улыбнетесь. Щепки летят – когда? – когда лес рубят. Слово молвит, точно соловей поет (идет сравнение). Рассмотрим еще пример. Чин следовал ему – он службе вдруг оставил (Грибоедов) Части противопоставлены (Чин следовал ему, а он…) И последний случай постановки тире. Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов) Вторая часть заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении. Делаем вывод: Тире ставится в БСП в случае, если: - Первая часть указывает на условие или время (Если, когда) !Обратите внимание на стилистические особенности БСП. Бессоюзная связь усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряженность и динамичность, живость, легкость, простота, изящество и экспрессия:
Назовите автора последнего предложения? Запишем его и расставим знаки. Объясните их постановку. Подчеркните основы предложений. IV.Сделаем упражнение на закрепление правил.
V. Вопросы для повторения:Какие предложения называются бессоюзными сложными? Домашнее задание:- Повторить тему “Знаки в бессоюзном сложном предложении”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |