Преподавание литературы Вводный урок в 5-м классе "Литература – искусство слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2560 Салова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1) Сформировать понимание необходимости изучения литературы; Задачи: 1) Познакомить учащихся со спецификой предмета литературы; Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на доске, кроме записи темы урока, прикреплен лист ватмана с нарисованным листом дерева. Ход урокаI. Слово учителя.– Ребята, посмотрите в окно: деревья оделись в золотой убор, моросит осенний дождик. Дни становятся короче, неприятно и невесело улыбается солнышко. Но сколько прелести и очарования в этом прощальном буйстве золота! Приятно походить по шуршащему ковру, ощутить легкое дуновение ветерка. Как нам, бывает, хочется поделиться радостью и теплом друг с другом, так и красота не может быть холодной, мертвой. Мне хочется подарить её вам, а вы подарите её кому-то ещё, когда у вас плохое настроение, и кто-то ласково улыбнется, вам станет легче. Так и восхищение красотой нам хочется передать кому-то. Но как? Проблемный вопрос: Действительно, как можно передать красоту осени, какими словами: особенными или простыми? II. Задание.Класс делится на три команды (по рядам). – Придумайте определения этому листу клёна. Например, красивый, опавший… Какая команда придумает больше определений для осеннего листа? III. Слово учителя.– Вот видите, сколько существует слов, которыми можно назвать один-единственный листик. Но мы с вами придумали очень мало слов, потому что ещё не совсем умеем видеть прекрасное в привычном. А вот люди, которые овладели этим даром, – поэты, могут это сделать лучше нас. – Почему поэты могут говорить таким удивительным языком, который, вроде бы, и родной для нас, а звучит непривычно прекрасно? – Хотите и вы научиться этому? – Может быть, среди вас есть поэты? IV. Словесное рисование.– Попробуйте нарисовать словами маленький портрет… 1 команда: осеннего неба; V.А теперь послушайте, как об этом говорят поэты.(Выразительное чтение стихотворений учителем).
А.С.Пушкин
А.К.Толстой
Л. Сарайкина Вопрос классу: – Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему? Слово учителя: – А теперь я открою секрет: последнее стихотворение написала девочка, которой столько же лет, сколько вам. Значит, мы тоже можем попробовать написать. Конечно, не все станем поэтами, на научимся видеть и передавать прекрасное. В этом нам поможет литература, к изучению которой мы приступаем с сегодняшнего урока, потому что все замечательные слова, сказанные об осени, – это и есть литература. Литература – это не только стихи, сказки, былины и рассказы – обо всём этом вы будете узнавать на уроках. Литература будет для вас не только буковками на бумаге, она будет учить вас красоте, добру, будет жить вместе с вами. Посмотрите на этот листик – он красивый, но не живой, а вы будете видеть мир со всеми его красками, звукам, запахами и теплом. VI. Развитие речи. Беседа.– Любите ли вы читать? – Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу? – Что из прочитанного летом вам запомнилось? (используются речевые конструкции: Помню, как… Мне не забыть… навсегда осталось в памяти…) – Есть ли у вас любимые авторы, произведения, герои? (те же речевые конструкции) – Как вы думаете, одинаковые ли это понятия –“любить читать” и “уметь читать”? – Как вы объясните, что такое литература? (литература – это художественные произведения). VII. Рефлексия.– Понравился вам урок? – Что вам запомнилось? – Хочется прийти ещё на урок? Д/з: прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы после неё, нарисовать иллюстрации об осени. Использованная литература: 1) Т.В.Казанцева. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы: Методическое пособие. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсомольского-на– Амуре государственного педагогического университета, 2002.-С.6-11. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |