ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанных текстов". 5-й класс

Добавлено: 2018.02.03
Просмотров: 251

Шаферова Наталья Константиновна, учитель русского языка

Цели и задачи:

Общеобразовательные. Создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью, закреплять изученные орфограммы  и   постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью,  в предложениях с однородными членами предложения, организовать деятельность учащихся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на начальном этапе к экзамену в 9 классе.

Развивающие. Развивать навык анализа художественного текста, речь, мышление, воображение и творческие способности  учащихся; формировать ответственное отношение к своему здоровью, стремление  вести здоровый образ жизни.

Воспитательные. На примере текстов, афоризмов  знаменитых людей показать, что каждый человек – сам творец своего счастья, что он должен стремиться расширять свои   знания, которые пригодятся ему в дальнейшей   жизни.

Оборудование: карточки с афоризмами, распечанные тексты  на столах учащихся,  «Толковый словарь» Ожегова, проектор, таблица «Прямая речь».

Оформление: на стенах кабинета развешаны афоризмы о счастье:

Человек создан для счастья, как птица для полета.
А. Куприн

Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий.

Структура урока

1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем читать, рассуждать, рисовать и часто будут звучать два слова: «красота» и «счастье». Как вы  думаете,  есть между ними связь?   

(Записываю эти слова  на доску, чтобы в конце урока к ним вернуться.)

2. Работа с толковым словарем Ожегова

Два ученика находят значение слов: «красота», «счастье».

3. Работа с первым текстом

Выразительное чтение текста «Дуб и ветер» учителем. (Тексты проектируются на экране, и листки с отпечатанными текстами лежат на   столах учащихся.)

А) Чтение текста учащимися про себя с заданием: найти в данном тексте ключевые слова, выпишите их в тетрадь.

Дуб и ветер

- Ну, дуб, и вымахал же ты, братец! До самого неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

- От любопытства, Ветер, от любопытства! Я  страх какой любопытный. Только я из желудя  всунулся, траву вокруг увидел и подумал про себя: «А что за травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять  думаю: «А что там за кустами?» Ни днём ни ночью покою не было! Так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Всё тянулся и вот какой вымахал!

- Теперь успокоился? Теперь всё вокруг видишь, всё вокруг знаешь?

- Да разве всё увидишь да узнаешь? А за горизонтом что? А за горами, за морями? Мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать. Хоть бы одним  глазком туда заглянуть!
(По Н.Сладкову)

Б) Анализ текста. (На протяжении  разбора текста  ведется запись в тетрадях.)

- Проверка выполнения задания  («Любопытный», «Мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать…и туда заглянуть»).
- Какой стиль речи?
- Какая тема этого текста?
- А  основная мысль? 
- Нахождение орфограмм, объяснение пунктограмм. (Предложения с прямой речью и с однородными членами.)
- Лексическая работа.
- Подберите синонимы к слову любопытный. (Любознательный, пытливый.)
- Подберите антонимы к этому слову.
- Морфемный разбор слов: любопытный,  вымахал, вытянуло.

4. Работа  со   вторым   текстом

А) Выразительное чтение стихотворения учителем.

Дуб

Из леса выбежал дубок
И замер от восторга:
«Покуда всласть  не нагляжусь
На красоту  земную,
Останусь здесь и не вернусь
Назад  во мглу лесную…»

Какая даль! Как мир  широк!
И небо как просторно!»
Чуть  слышно время  шелестит
В густой  листве зеленой.
Над лугом древний дуб стоит
Касаясь неба кроной.

Б) Чтение стихотворения учащимися про себя  с заданием: найти и  выделить опорные слова (восторг, красота земная, даль, мир широк).

В) Проверка выполнения задания учащимися.

Г) Словарная работа: объяснение слов: замер, всласть, мгла.

Д) Лексическая работа: подбор синонимов к словам: восторг (радость, удивление, умиление, упоение,  восхищение);  время (года); древний (старый, ветхий, стародавний, архаичный).

Е) Словесное рисование.

Ж) Письмо по памяти.

5. Сравнение двух текстов

- Что объединяет  оба текста? (Основная мысль: стремление  дуба  подняться  выше,  все узнать, постичь  и наслаждаться красотой земной.)

6. Рассказ  заранее подготовленного  ученика  о великом человеке земли русской – А.В.Суворове.

7. Обобщение

- Итак, подведя итог урока, скажите есть ли связь между словами «красота» и «счастье»?

(Слово учителя: Да, связь между ними есть. Человек образованный, культурный, стремящийся достичь все в жизни - это красивый  человек.)

8. Домашнее задание

Напишите рассказ, что видел дуб за свою длинную жизнь в лесу (или на лесной поляне).

Литература

1. С.И.Львова «Практикум по русскому языку» 5класс. – Москва, «Просвещение», 2006.

(Приложение. Урок по стихотворениям Г.Ф. Граубина. 5 класс.)