Преподавание русского языка Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанных текстов". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.02.03 Просмотров: 364 Шаферова Наталья Константиновна, учитель русского языка Цели и задачи: Общеобразовательные. Создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью, закреплять изученные орфограммы и постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, в предложениях с однородными членами предложения, организовать деятельность учащихся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на начальном этапе к экзамену в 9 классе. Развивающие. Развивать навык анализа художественного текста, речь, мышление, воображение и творческие способности учащихся; формировать ответственное отношение к своему здоровью, стремление вести здоровый образ жизни. Воспитательные. На примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек – сам творец своего счастья, что он должен стремиться расширять свои знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Оборудование: карточки с афоризмами, распечанные тексты на столах учащихся, «Толковый словарь» Ожегова, проектор, таблица «Прямая речь». Оформление: на стенах кабинета развешаны афоризмы о счастье:
Структура урока1. Сообщение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы будем читать, рассуждать, рисовать и часто будут звучать два слова: «красота» и «счастье». Как вы думаете, есть между ними связь? (Записываю эти слова на доску, чтобы в конце урока к ним вернуться.) 2. Работа с толковым словарем Ожегова Два ученика находят значение слов: «красота», «счастье». 3. Работа с первым текстом Выразительное чтение текста «Дуб и ветер» учителем. (Тексты проектируются на экране, и листки с отпечатанными текстами лежат на столах учащихся.) А) Чтение текста учащимися про себя с заданием: найти в данном тексте ключевые слова, выпишите их в тетрадь. Дуб и ветер - Ну, дуб, и вымахал же ты, братец! До самого неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло? - От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный. Только я из желудя всунулся, траву вокруг увидел и подумал про себя: «А что за травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там за кустами?» Ни днём ни ночью покою не было! Так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Всё тянулся и вот какой вымахал! - Теперь успокоился? Теперь всё вокруг видишь, всё вокруг знаешь? - Да разве всё увидишь да узнаешь? А за горизонтом что? А за горами, за морями? Мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать. Хоть бы одним глазком туда заглянуть! Б) Анализ текста. (На протяжении разбора текста ведется запись в тетрадях.) - Проверка выполнения задания («Любопытный», «Мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать…и туда заглянуть»). 4. Работа со вторым текстом А) Выразительное чтение стихотворения учителем.
Б) Чтение стихотворения учащимися про себя с заданием: найти и выделить опорные слова (восторг, красота земная, даль, мир широк). В) Проверка выполнения задания учащимися. Г) Словарная работа: объяснение слов: замер, всласть, мгла. Д) Лексическая работа: подбор синонимов к словам: восторг (радость, удивление, умиление, упоение, восхищение); время (года); древний (старый, ветхий, стародавний, архаичный). Е) Словесное рисование. Ж) Письмо по памяти. 5. Сравнение двух текстов - Что объединяет оба текста? (Основная мысль: стремление дуба подняться выше, все узнать, постичь и наслаждаться красотой земной.) 6. Рассказ заранее подготовленного ученика о великом человеке земли русской – А.В.Суворове. 7. Обобщение - Итак, подведя итог урока, скажите есть ли связь между словами «красота» и «счастье»? (Слово учителя: Да, связь между ними есть. Человек образованный, культурный, стремящийся достичь все в жизни - это красивый человек.) 8. Домашнее задание Напишите рассказ, что видел дуб за свою длинную жизнь в лесу (или на лесной поляне). Литература 1. С.И.Львова «Практикум по русскому языку» 5класс. – Москва, «Просвещение», 2006. (Приложение. Урок по стихотворениям Г.Ф. Граубина. 5 класс.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |