Преподавание русского языка Обобщение и систематизация по теме "Односоставные предложения" (на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3751 Егорова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока:
Оборудование: высказывание А. И Герцена о Н. В. Гоголе; таблица «Виды односоставных предложений»; распечатанный текст для анализа; проверочный тест по теме; сигнальные пульты. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя – Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать со слов А. И. Герцена (слайд с высказыванием проецируется на доску) «Никто и никогда, до него не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. Ему хотелось проникнуть в самые сокровенные изгибы нечистой и злобной души» – Скажите о ком речь? II. Беседа по вопросам – Какие же предложения называются односоставными? III. Проверка домашнего задания А сейчас каждая из групп приведет примеры различных групп односоставных предложений, подобранных из текста комедии «Ревизор» (предложения проецируются на экран). Идет анализ предложений и одновременное составление таблицы учащимися в тетрадях. Таблица.
– Для чего автор использует в комедии односоставные предложения? IV. Закрепление темы «Односоставные предложения» 1. Выборочный диктант Запишите под диктовку только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член. Назовите персонажей комедии, которые произносят эти слова. 1) А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! 2) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? 3) Легкость необыкновенная в мыслях! 2. Работа с сигнальными пультами У вас в руках интерактивные пульты. Я читаю предложения, а вы определяете их вид и нажимаете кнопку с соответствующим номером. Запись на доске: 1 – определенно-личное; 2 – неопределенно-личные; 3 – безличные; 4 – назывные; 5 – обобщенно-личные 1) Только рыскаете по городу да смущаете всех! (На доске высвечивается результат) 3. Анализ текста (заранее распечатанный текст раздается учащимся) Н. В. Гоголь о театре Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны!Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… – Определите основную мысль текста.
– Найдите в тексте односоставные предложения, запишите их в тетрадь, подчеркните грамматические основы, определите тип односоставных предложений. V. Тест по теме «Односоставные предложения» 1 вариант 1. Определите тип предложения: Все, как мухи, выздоравливают.
2. Найти среди данных предложений односоставное.
3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это…
4. Какая схема соответствует предложению: Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капус
5. Определите тип предложения: Смотри, не по чину берёшь!
2 вариант 1. Найдите среди данных предложений односоставное.
2. Определите тип предложения: Ещё умный человек!
3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это…
4. Какая схема соответствует предложению: Спешу уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд.
5. Определите тип предложения: Не будет ли угодно Вам осмотреть богоугодные заведения!
VI. Подведение итога урока. Выставление оценок – Какие предложения называют односоставными? VII. Домашнее задание: сделать синтаксический разбор трех односоставных предложений из комедии «Ревизор», повторить п. 21-22. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |