Преподавание литературы Интегрированный урок русского языка и литературы в 11-м классе по теме "Словотворчество поэтов-футуристов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1267 Шарнина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы Цель урока: проанализировать словотворчество поэтов-футуристов Задачи: 1. Обучающие:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Как появляются слова в языке - Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Слова, как и люди, имеют свою судьбу. У многих слов богатая родословная. На большинство можно завести паспорта, где будут указаны время и место рождения, национальность, прописка и сфера деятельности. Нам известны их родители, их происхождение. Во всех языках мира есть слова-туземцы (в русском языке, например: земля, огонь, вода, деревья), а есть и пришельцы: школа (греч.), чай (кит.), портфель (фр.), карандаш (тюркск.), класс (лат.). У одних слов завидное долголетие. Другие слова - младенцы, родившиеся на наших глазах; некоторые, словно бабочки-однодневки, едва появившись на свет, исчезают. Русский язык - великий, необъятный, "живой, как жизнь", - продолжает развиваться: выходят из языка слова устаревшие, рождаются новые слова, их поток всё нарастает, чтобы успеть назвать предметы, явления безудержного взлёта научной мысли и технических достижений. Обогащение словаря идёт двумя путями. Новые слова образуются: 1) путём заимствования (результат международных контактов); 2) средствами самого языка - переосмысление старых слов, создание новых слов из старых морфем. Писатели и поэты - творцы новых слов Часто творцами новых слов становятся отдельные люди. Особое место в словотворчестве занимают писатели и поэты. Общеизвестно, что впервые употребил слово промышленность Н.М.Карамзин в "Письмах русского путешественника". Данный факт отмечен во всех этимологических словарях. (Учитель читает словарную статью из "Школьного этимологического словаря русского языка" Н.М.Шанского и Бобровой Т.А.) - Какие этимологические словари вам известны? - Что изучает этимология? ( Этимология - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.) Позже учёные выяснили, что Карамзин является создателем большого количества слов, вошедших в наш язык: достопримечательность, утончённость, подозрительность, первоклассный и др. И.Ильф и Е. Петров в повести "Тоня", рассказывая о первых холодильниках, писали: "В рефрижераторе у неё лежали три грейпфрута, яйца, бутылки с молоком, масло". В другом контексте писатели вместо иностранного слова использовали словосочетание холодильный шкаф и, возможно, сделали первый шаг к возникновению слова холодильник. В областных диалектах подслушал И.С.Тургенев слово шуршать и ввёл его в широкий обиход. - У вас было задание, используя словари и литературу по словообразованию, найти слова, авторами которых считаются литераторы. Расскажите о некоторых из них. (Ответы учащихся) Чаще всего школьники находят материал о появлении слова робот. Известный чешский писатель К.Чапек впервые использовал данное слово в своём произведении "Р.У.Р." (Россумские универсальные роботы). Чапек долго размышлял, как назвать механические человекоподобные машины, которые он придумал для своей фантастической пьесы. Как вспоминал сам писатель, сначала он хотел назвать их лаборжи, но по совету своего родного брата остановился на слове робот (от чешского слова робота - "каторжный труд"). За четыре года до смерти Ф.М.Достоевский написал статью об истории создания слова стушеваться, где подробно рассказал, как слово-жаргонизм, использовавшееся одноклассниками известного писателя, вошло в литературный язык и получило дополнительные значения. Активно занимался словотворчеством М.Е.Салтыков-Щедрин, ему принадлежат неологизмы: злопыхательство, мягкотелый, пенкосниматель. III. Серебряный век как эпоха творческого эксперимента (повторение и обобщение материала). - Обилием талантов, многообразием художественных поисков и художественных находок, в том числе и в области словотворчества, поражает культура Серебряного века. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова и др., сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы: символизм, акмеизм, адамизм, футуризм, эго-футуризм, экспрессионизм, супернатурализм, имажинизм и др. Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему. - Проведём небольшой блиц-опрос по теме "Футуризм". 1. Дайте определение футуризма. 2. Какой год считается временем рождения футуризма, почему? 3. Как называлась первая декларация футуристов. Тезисно перескажите её содержание. 4. Какие поэты вошли в группу футуристов? 5. Каково художественное значение футуризма? Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения многих слов, но и активно занимались словотворчеством. Футуристы не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые композиции из этих раздробленных, разрушенных слов.
- Давайте посмотрим, как работали словотворцы. Найдём неологизмы в данных отрывках, у некоторых слов выполним словообразовательный разбор и, самое главное, попробуем определить, с какой целью созданы слова. (Школьники работают со словами, предложенными на карточках)
- Как образовались слова обезлосили, обезлисили? По какой словообразовательной модели?
Хлебников доказал, что любой оттенок мысли можно выразить точным словом. Обратите внимание, какое трагичное, ёмкое и очень понятное слово родилось у поэта. 2)
- В.Хлебников писал: "Чары слова, даже непонятного остаются чарами и не утрачивают своего могущества:не следует отвергать творчество, если оно непонятно:" Подумаем, как образовались глаголы-неологизмы в первом отрывке из стихотворения И.Северянина, по какой словообразовательной модели?
Поэт чувствовал себя в сфере непрерывного движения, лирической взволнованности и потому из всех частей речи отдавал явное предпочтение глаголу: пристулить, офиалчен, окалошить, осупружиться. - Найдите во втором отрывке глагольные формы, созданные Северяниным. 3) Прослушаем стихотворение В.В.Маяковского "Необычайное приключение:", найдём неологизмы, подумаем, какую роль они выполняют в произведении. Новшества вызваны к жизни потребностью передать тот или иной оттенок образного мышления там, где не находится привычного слова. - Нарушаются ли футуристами законы словообразования? (Нет, слова создаются по тем словообразовательным моделям, которые существуют в языке.) - Давайте послушаем, что говорил о словотворчестве глава футуристического объединения В.Хлебников. (Прослушивается доклад ученика) Доклад должен быть приготовлен по статье Хлебникова "Наша основа", в котором поэт говорит о том, что словотворчество не нарушает законов языка, новое слово не только должно быть названо, но и быть направленным к называемой вещи; приводит интересные примеры. - Ещё раз отметим (и это видно из слов В.Хлебникова), что футуристы пытались не нарушать законы словообразования, хотя, как известно, тот же самый Хлебников работал над созданием "заумного" языка. Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению речетворцев, обладает определённым смыслом.
- Вспомним известное "заумное" стихотворение В.Хлебникова "Бобэоби пелись губы". Единый, "всеземлянский", похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. Это язык будущего, способный служить объединению людей, способный восстановить утраченную миром гармонию. Не избегали футуристы звукописи, звукоподражания. Очень удачны, на мой взгляд, строки из стихотворений В.Каменского.
- Не много слов, созданных футуристами, вошло в наш язык. Словам, созданным "на пустом месте", не имевшим ни роду, ни племени в неоглядном мире слов, вроде диковинного слова "еуы", сочинённого Кручёных, не пришлось рассчитывать на долгую жизнь. Языковедам известен всего один случай, когда искусственно созданное слово было принято в себя языком и даже не одним. Таким словом стало слово "лилипут", придуманное Д.Свифтом для своей книги "Путешествия Лемюэля Гулливера" (1726г.) Но и слова, которые формировались из существующих в русском языке элементов, создавались по принятым словообразовательным моделям, не прошли проверку временем. Исключением стало слово "бездарь", придуманное И.Северяниным, хотя по данной словообразовательной модели (сложение основ) поэтом был создан целый ряд слов: цветочье, светозарь, гениалец, лесофея, озёрзамок, ветропросвист, крылолёт и др. Слова отличаются чрезмерной "красивостью", но, по мнению автора, они были "эстетны", привлекали внимание к творчеству поэта как к чему-то совершенно необычному. Футуристические неологизмы, "созданья лёгкие искусства и ума" остались в стихотворных строчках и по сей день вызывают самые противоречивые чувства: что было модно, современно, неожиданно в ?? веке, сейчас воспринимается порой с недоумением, но всегда с интересом. Они живут на страницах книг, выполняют возложенную на них авторами роль и звучат, звучат удивительно красиво. - Послушайте отрывок из первой части поэмы В.Маяковского "Облако в штанах". (Исполнение отрывка учителем) - Многие стихи футуристов удивительно лиричны, они ложатся на музыку, их поют. (Дети слушают запись песни в исполнении Е.Камбуровой) IV. Выводы. Мы проследили с вами, как работали поэты-футуристы, с какой целью создавали новые слова, какие мысли и чувства пытались передать поэты при помощи неологизмов. Вы увидели, как много знаний, внимательности и рассудительности требуется при чтении футуристических произведений. Будьте внимательными читателями, будьте думающими читателями. Читайте не торопясь. Список использованной литературы. Словари
Методическая и специальная литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |