Преподавание литературы Интегрированный урок литературы и информатики "Философия жизни в рассказе А.П. Чехова «Пари». Анализ эпизода в контексте рассказа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2197 Синева Валентина Николаевна, учитель информатики; Стенина Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы Тип урока: интегрированный Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Оборудование: компьютеры, проектор. Программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Ход урока Вступительное слово учителя ИИКТ. В современном обществе наблюдается повышенный интерес молодого поколения к компьютерам. Поэтому сегодня мы хотим провести необычный урок литературы, на котором интерес к компьютеру, его уникальные возможности, а также знания и умения, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий позволят вам достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала литературы. Вступительное слово учителя литературы. Тема урока и задачи. История рассказа “Пари”, место рассказа в творчестве А.П.Чехова. В.Альбов в статье “Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова…” писал о “безнадежно тоскливом настроении” Чехова конца 80-х годов. “Герой рассказа “Пари” презирает все человечество со всеми его великими и малыми делами, великими и малыми мыслями это на том единственном основании, что в конце концов все исчезнет и сам земной шар обратится в ледяную глыбу”. Рассказ Чехова вызвал и положительные отзывы современников. А.Б.Гольденвейзер записал 16 сентября 1901 года в своем дневнике, что Л.Н.Толстому рассказ “Пари” понравился “оригинальностью замысла и мастерством письма”. При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, польский и сербскохорватский языки. Учитель ИИКТ. Запустить Word и открыть текстовый документ с отрывком рассказа А.П.Чехова “Пари”. Рисунок1 Учитель литературы. Спросить, почему именно этот отрывок выбран для анализа. Слово учителя о емкости слова. Слово у Чехова – слово-деталь. Задание. Найти слова-детали (опорно-ключевые), которые помогут увидеть важность эпизода-письма в раскрытии темы и идеи рассказа, обозначить поднятую проблему в произведении. Учитель ИИКТ. Найти и выделить в тексте опорно-ключевые слова, используя такие средства форматирования текста как выделение цветом, заливкой или рамкой. Рисунок2 Открыть текстовый документ “Ключевые слова” и, опираясь на него, проверить верность выполненного задания. Рисунок3 (Ключевые слова: мудрость, мысль, мираж, бессмертие, ложь, правда, жизненный путь, презрение, небо, земля). Учитель литературы. А теперь заглянем в “Толковый словарь” и проведем лексическую работу. Дайте оценку этим понятиям: что из них является нравственной категорией, что философским понятием. (На доске плакат). Учитель ИИКТ. В текстовом документе “Ключевые слова” выделить красным цветом ключевые слова, относящиеся к нравственной категории, зеленым - к философии и представить их в виде таблицы. Рисунок 4 Учитель литературы. Среди данных слов есть ключевые понятия, помогающие увидеть позицию автора, поднятую им проблему в рассказе. Найти, опираясь на ключевые слова, поднятые проблемы, обосновать правильность выбора. Учитель ИИКТ. Открыть текстовый документ “Проблемы”. Рисунок 5 Учитель литературы. Найдите, на ваш взгляд, верный вариант поднятой проблемы. (Учащиеся предлагают вариант № 1). Учитель ИИКТ. В документе “Проблемы” оставьте верный вариант, остальные удалите. Учитель литературы. Найдите в тексте доказательство верности выбранного варианта. Аргументируйте. Учитель ИИКТ. Выделите в тексте аргументированные варианты и, используя средства форматирования текста, выделите их цветом. Учитель литературы. Обратите внимание на фразу: “…так я удивлюсь вам, променявшим небо на землю”. Прокомментируйте ее смысл. Комментарий учителя литературы. Смысл жизни человека заключается в том, чтобы приобретать духовные ценности, ибо они вечны, как небо (это смысл слова “небо”); все земное бренно и тленно и даже книги, которые дают возможность постичь мудрость жизни (это смысл слова “земля”). Земная жизнь дается для подготовки к жизни вечной, в которую человек понесет только духовные богатства, а не материальные. А теперь убедимся в верности рассуждения. Сначала расскажите об особенностях профессии банкира и юриста. Выстроим траекторию жизни героев: банкира и юриста. Посмотрим, как влияет профессия на их мировоззрение. Учитель ИИКТ. Откройте файл Приложение1. Переход к очередному слайду выполнять щелчком манипулятора “мышь”. Учитель литературы. Комментирует. Столкнулись две стороны жизни, две ее составляющие (духовное и материальное). Духовное богатство вечно. Оно возвеличивает человека, раскрывает все его добродетели. Материальное невечно. Оно, наоборот, обнажает все низменное в человеке. Просмотр эпизода из фильма “Пари”. Учитель литературы. Так в чем же смысл пари? Человеческая жизнь имеет смысл в любых условиях. И никто не имеет права лишить человека жизни. Это право только у Бога. В этом и заключается позиция автора. Учитель ИИКТ. Я надеюсь, что этот урок дал возможность добиться не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять знания, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий, при изучении других предметов, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |