Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе по теме "Бесценных слов мот и транжир…" В.В. Маяковский. Ранняя лирикаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2434 Пажога Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель урока: - познакомить учащихся с биографией поэта; Ход урока (Приложение - презентация PowerPoint) 1. Организационная часть. Cлайд 1 «Бесценных слов мот и транжир…» (только заголовок) 2. Слово учителя. Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:
Вы, конечно же, догадались , что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому. Cлайд 1 «Бесценных слов мот и транжир …» Итак, тема урока – В.Маяковский – «бесценных слов мот и транжир…» В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря». Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень талантливый поэт – словом, Маяковский – одно из ярчайших имен в литературе XX века. 3. Знакомство с биографией поэта. У Маяковского было много биографов, но, наверное, никто не мог бы рассказать о нем лучше его самого. Дома вы познакомитесь с автобиографией поэта, которую он назвал «Я сам», а сейчас займете места у компьютеров и поработаете с материалами «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Ваша задача – ознакомиться со статьей о Маяковском и подготовить ответы на предложенные вам вопросы. (Cлайд 2 «Жизнь и творчество В.Маяковского»). Вопросники ждут вас на компьютерных столах. На эту работу отводится 10-12 минут. Вопросы: 1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил? В дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов. 2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского? В 1911 г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в 1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея». 1912г. – первые публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу». 3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов? - Воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»). 4. К какому литературному течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения? Футуризм; в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики, о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе. 5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор? «Пощечина общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк. При ответе на 4 и 5 вопрос – слайд 3 «Футуризм и Маяковский» 6. Каково было отношение Маяковского к революции? Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. 7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти? - В 1918 г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете «Искусство комунны». - 1923 г. - создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928) - Пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921) (Российское Телеграфное Агенство. 8. В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов? - Поэм: «Облако в штанах» (1915), «Хорошо!» (1927), «В.И.Ленин» (1924), «150 000 000» (1921), «Во весь голос» (1930) и др. - Комедии: «Клоп» (1928), «Баня» (1929). 4. Ответы учащихся на вопросы. Итак, какие сведения о жизни Маяковского, его творчестве вы узнали, работая с энциклопедической статьей? 5. Ранняя лирика поэта. Да, творчество поэта многогранно, но сегодня мы поговорим о раннем Маяковском. Слайд 4 «Ранняя лирика В.Маяковского» 1. 1913 год – стихотворение «Нате!». - Чтение стихотворения. - Как вы поняли смысл названия стихотворения? - Каков тон этого стихотворения? (Довольно-таки резкий) - Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения? Резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово. - Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто , в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью и злостью». Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике. - Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»? 2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте!» (1914) - Чтение стихотворения. - Чем оно по общему тону отличается от предыдущего? ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым. - Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды? Этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота. У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений. - Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»? Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» (нарочитораздражающее резкостью, непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт. - Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (Взволнован) - Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя? В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя. Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных ударных слогов. Слайд 5 «Акцентный стих» Краткая запись определения учащимися в тетрадь. Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского. 6. Заключение. Отличительные черты лирического героя раннего Маяковского. Сегодня на уроке мы обратились только к двум стихотворениям раннего Маяковского. Но я надеюсь, что вы заинтересовались стихами поэта и обязательно прочтете и другие стихотворения, относящиеся к ранней лирике поэта: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям». А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии ранней лирики В.В.Маяковского. (Учащиеся ведут краткие записи вывода). - Как преимущественно строятся стихотворения раннего Маяковского? (На противопоставлении толпы и лирического героя) - Каков лирический герой раннего Маяковского? Способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, бунтарство, ненависть к мещанству – черты, характеризующие лирического героя раннего Маяковского. Слайд 6 «Лирический герой раннего Маяковского» (Краткая запись выводов в тетрадь) 7. Домашнее задание. Слайд 7. Дома вы продолжите работу над темой урока. Сайт www.vmayakovsky.ru - биография поэта “Я сам” (стр. 252-259 учебника). Фото, которые были выведены сегодня на экран, взяты из фотогалереи сайта, но еще много интересных фотографий и доплнительного материала там размещено. Наизусть одно из стихотворений раннего Маяковского. Индвидуальное задание «Женщины в жизни В.В.Маяковского» (3-4 мин.) по материалам сайта. 8. Сегодня мы сделали первый шаг в изучении творчества В. Маяковского. Активными на уроке были …. Оценки …. Урок окончен. Можете быть свободны. (Приложение - презентация PowerPoint) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |