Преподавание русского языка
Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие". 7-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1782
Нефедова Ольга Викторовна, учитель русского языка Цели урока: Учебная: - Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Причастие»
Образовательная: - показать свое умение находить причастие и определять грамматические признаки;
- выделять и определять границы причастного оборота;
- находить и правильно писать орфограммы в причастии.
Воспитательная: - привить навыки чтения художественной литературы о природе.
Оборудование: учебники, карточки, раздаточный материал. Ход урока I. Организационный момент II. Вступительное слово Наш урок я хочу начать с загадки. Попробуйте отгадать, о чем идет речь? Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (О причастии) Запись темы урока. Сообщение его цели. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В.И. Даля. Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. III. Фронтальный опрос - Как вы понимаете это высказывание.
- Что значит «причастный» (имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
- Дайте определение причастию (с примерами).
- Какими глагольными признаками обладает причастие? Приведите примеры.
- Какими свойствами прилагательного обладает причастие. Примеры.
- Какова роль причастия в предложении?
- Какие причастия называются действительными, страдательными?
В ходе фронтального опроса заполняется следующая таблица, которая служит наглядным материалом во время урока. Таблица 1 ПРИЧАСТИЕ | Определение | Свойства глагола | Свойства прилагательного | Роль в предложении | Обозначает признак предмета по действию | 1) вид 2) время 3) возвратность | 1) род 2) число 3) падеж 4) вопрос какой ? | | IV. Работа по карточке 1 Карточка 1 На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черною землею висел и улыбался мне яркогубый цветок с белой, таинственно мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески радостным ртом: «Ну, вот и я! Дождался?» И к красному граммофончику его тянулась рука. Хотелось дотронуться до цветка, и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника весны. 1) Вопросы классу: - Кто узнал произведение?
- Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?
- Какой стиль и тип речи использует автор?
- Какими художественными средствами пользуется автор? Найдите их.
- Какими прилагательными воспользовался автор, создавая образ предвестника весны?
- Есть ли здесь причастия?
- Какую роль они играют?
2) Сделайте морфологический разбор выделенных причастий. Работа выполняется по вариантам с последующей проверкой. 3) Назовите словосочетания с причастием, где оно является главным и зависимым словом. По мере того, как называются словосочетания, заполняется ещё одна таблица. Таблица 2. Вывод: Существительное, связанное с причастием, может быть определяемым и зависимым. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Ученики говорят о том, что в одном случае причастный оборот выделяется запятой, в другом нет, объясняют почему. Примечание: Два ученика вызываются к доске, им дается индивидуальное задание по карточкам. В это время идет работа с классом. V. Работа по карточке 2 Карточка 2. Расставьте и графически объясните пропущенные знаки препинания. Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой. Грей лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду. Неизвестный охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Розовые тени скользили по белизне мачт все было белым кроме раскинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник смотревший с берега долго протирал глаза. Задание выполняется по цепочке. VI. Синтаксический разбор выделенного предложения VII. Проверка задания, выполненного на доске Карточка 3. Раскрыть скобки, объяснить графически написание не с причастиями. Не)написанное сочинение, ошибка (не)замечена, (не)рассказанная легенда, ни с кем (не)простившийся товарищ, скамейки (не)покрашены, (не)исправленная вовремя ошибка, вовсе (не)вспаханное поле, (не)написанная, а напечатанная работа. Карточка 4. Раскрыть скобки, объяснить написание н, нн. Скоше(н,нн)ый луг, коше(н,нн)ая трава, некоше(н,нн)ая трава, нескоше(н,нн)ый луг, асфальтирова(н,нн)ая дорога, девочка смуще(н,нн)а, жаре(н,нн) в сметане, писа(н,нн)ая красками картина. Вопросы классу: – Какие орфограммы на месте скобок? (Учащиеся называют). Повторение правила правописания н, нн в кратких и полных причастиях и прилагательных. Повторение правила слитного и раздельного написания не с причастиями. VIII. Подведение итогов урока - Как вы считаете, нужен ли был, полезен ли был наш урок? Почему?
- Как вы себя оцениваете на этом уроке?
IX. После подведения итогов учащиеся выполняют тестовые задания X. Домашнее задание: § 29 стр. 58-59 Контрольные вопросы и задания. ДОСКА ТЕСТ I ВАРИАНТ 1. Найти словосочетания со страдательными причастиями. - на пестреющем лугу
- о движущемся предмете
- опавшие с тополя
- отнятая игрушка
- разлившаяся по небу
2. Найти словосочетание - служащие родине
- растаявшие льдины
- построенные арендаторами
- с образованными ребятишками
- разбросанные ребенком
3. В каком предложении есть причастный оборот, выделяемый запятыми. - Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.
- Я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.
- так прозрачно золотист играющий на солнце лист.
4. Указать слово с одной Н. - вяза…ые варежки
- скоше…ая трава
- некоше…ый луг
- газирова…ая вода
- плете…ая из веток
5. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно. - (Не)напечатанный листок
- (Не)выносимая духота
- (Не)замечена ошибка
- Отнюдь (не)решенная задача
- Поручение (не)выполнено
II ВАРИАНТ 1. Найти словосочетания с действительными причастиями. - написанная учеником
- распиленная плотником
- ведущая в парк
- посаженные весной
- опрокинутый котенком
2. Найти словосочетание - рассказанного стариком
- скошенные косой
- исследованной местностью
- прочитавшего книгу
- светящиеся окна
3. В каком предложении есть причастный оборот, выделяемый запятыми. - Внизу, глубоко подо мной, поток усиленный грозой шумел.
- Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов.
- И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
4. Указать слово с двумя НН. - варе…ое яйцо
- асфальтирова…ая дорога
- комната побеле…а
- выстрое…ая школа
- застекле…ая плотником
5. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно. - (Не)прекращавшийся дождь
- (Не)скошена трава
- Вовсе (не)скошенный луг
- Ещё (не)освещенные солнцем
- (Не)прогнавший остатки тумана
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|