Преподавание русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -еNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2372 Сафронова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1. Познавательные: а) повторить ранее изученные сведения о правописании не с разными частями речи; б) познакомить с правилом правописания не с наречиями на -о, -е, сопоставление с правилами правописания не с именами существительными и прилагательными. 2. Практические: а) закрепить умение правильно писать не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, местоимениями; б) формирование умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание. 3. Общепредметные: а) воспитывать: интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы; нравственные качества школьника; б) развивать: память, логическое мышление, речь; в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе. Тип урока: урок объяснения нового материала. Оборудование: таблица “Правописание не с разными частями речи”, алгоритм “Не с именами прилагательными и наречиями”, карточки с индивидуальными заданиями, магнитофон, запись стихотворения А.А. Фета “В дымке-невидимке…”, печатные тетради (см. примечание). Ход урока I. Оргмомент. Объявление темы и целей урока II. Проверка домашнего задания. Приложение 1. (Одновременно несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам “Правописание не с разными частями речи”) Карточки “Не с разными частями речи” Карточка 1.
Карточка 2.
Карточка 3. Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).
Карточка 4. Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).
Учитель: Дома вы попробовали себя в роли учителей. - В чем состояло ваше домашнее задание? - Сколько ошибок было допущено в упражнении? - Слова каких частей речи вам встретились? Проверяем домашнее задание по колонкам. При объяснении выбора написания обращайтесь к таблице “Не с разными частями речи”. Приложение 2. III. Этап объяснения нового материала 1. Вступительное слово учителя. Мы с вами неоднократно говорили, что правило написания не с наречиями аналогично правилу написания не с прилагательными. Сейчас вам предлагается поработать в парах, восстанавливая алгоритм “Не с именами прилагательными и наречиями”. Приложение 3. Отводим время на работу с алгоритмом. После окончания времени проверяем восстановленный алгоритм. 2. Попробуйте сформулировать правило правописания не с наречиями (ответы учащихся) Этап закрепления знаний и формирования умений Упражнение 1.
Упражнение 2.
Упражнение 3.
Не решенная задача по геометрии (“не решенная” - причастие, пишется раздельно, так как есть зависимое слово – “по геометрии”). Не липовый мед (“не липовый” - имя прилагательное, пишется раздельно, так как невозможно заменить синонимом). Упражнение 4 (развитие речи) Задание. 1. Послушайте стихотворение А.А. Фета “В дымке-невидимке…”. Какое настроение передает автор? Какими выразительными средствами языка он пользуется?
2. Выпишите из стихотворения слова с не. Слова каких частей речи вам встретились? Объясните выбор написания. 3. Вспомните, что такое слово категории состояния? Дополнительный материал Некоторые ученые выделяют в русском языке особую часть речи. Называют ее по-разному: категория состояния, предикативы, предикативные наречия, безлично-предикативные слова. Это неизменяемые слова, которые используются в безличных предложениях в качестве сказуемого:
Подавляющее большинство предикативных слов сходно с наречиями (надо, можно, грустно, жарко, душно, холодно, совестно и т.п.), некоторые сходны с формой именительного падежа существительных (пора, стыд, смех, грех). Слова категории состояния получили такое название потому, что большинство из них обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека (сыро, облачно, больно, обидно, смешно, радостно). По подсчетам специалистов, безлично-предикативных слов в русском языке примерно 100 единиц, и этот класс слов постепенно пополняется. В лингвистике высказывается мнение о том, что это новая, складывающаяся часть речи. Именно поэтому многие ученые не выделяют эти слова в особую часть речи, а рассматривают их как наречия, существительные. Упражнение 4 (резервное). Написание синквейна (пятистишия) с использованием наречия.
V. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия: “Какой пункт из темы “Слитное и раздельное написание не с разными частями речи” для меня является наиболее сложным?” Домашнее задание: 1) теоретическое задание формулирует каждый для себя, исходя из того, какая тема является для него сложной; 2) практическое задание: выполнить творческую работу (учитель распечатывает карточки по количеству учеников в классе). Творческая работа. Задание. Прочитайте начало текста, а концовку придумайте сами и напишите ее. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ). Устно объясните написание всех частей речи с не. Сегодня был (не)легкий день все мои (не)приятности начались с раннего утра. Оно было (не)ясное, как обычно, а пасмурное. Значит, день обещал быть (не)настным. Услышав (не)приятную, как всегда, (не)ожиданную трель будильника, я понял, что снова не доспал до утра и что мне (не)здоровится. Завтрак выглядел (не)аппетитно, да и рис, и овощи хозяйка недоварила, картофель недожарила. Я (не)доумевал: как ей удается готовить столь (не)вкусно. Замечу, что сразу (не)взлюбил за это (не)молодую женщину. К тому же она была далеко (не)доброй и ничуть (не)экономной. Войдя не спеша в ванную комнату, я сразу не заметил, что престарелая дама снова недовернула кран. Я занялся ремонтом, поэтому не доучил уроки до конца. Наградив (не)умеху (не)дружелюбным взглядом, (не)вышел, а вылетел на (не)загруженную машинами улицу. (Не)езженой (не)широкой тропинкой добежал до (не)каменного здания института… Примечание. Работа на уроке может выполняться не в обычной рабочей тетради, а в специально подготовленной учителем печатной тетради. Приложение 4. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |