Преподавание русского языка Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 5–6-е классыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1513 Серова Наталья Анатольевна, учитель русского языка Цели и задачи:
Средства наглядности: компьютерная презентация, образец родового древа, фотовыставка «Моя семья», сочинения учащихся о семье, плакаты с пословицами и поговорками о семье. Основные термины и понятия: род, семья, родословная. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление генеалогического древа, подготовка к творческой беседе с членами семьи. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное Платон При соединении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. Саллюстий ХОД УРОКА. 1. Организация деятельности учащихся (Приложение 1. Слайды 1, 2) 2. Актуализация знаний учащихся Беседа с учащимися по вопросам: 3. Знакомство с темой урока (Приложение 1. Слайд 3) Учитель: Тему нашего урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на слайде презентации и эпиграфы к уроку. Разгадывание ребуса учащимися Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: – О чем же мы сегодня будем говорить? (Приложение 1. Слайд 4) 4. Работа с понятиями «род» и «семья» Во все времена эта тема была актуальна для всех народов. К ней обращались и писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Аксаков, Погорельский и др.), и художники. Вспоминаются картина Боровиковского «Сестры Гагарины», Яна Ван Эйка «Чета Арнольфини», «Святое семейство» Рубенса. Больше всего жанр семейного портрета известен по работам голландских живописцев Нового времени. Художники «Студии» также обращаются к семейному портрету. – Если в картине удается передать связь между изображаемыми людьми, между матерью и ребенком, между друзьями, родственниками, – это большое достижение и успех, – говорит Ласкаржевская. – Семейный портрет во всех отношениях гораздо интереснее, как для зрителя, так и для художника. Передать в картине не только индивидуальность, неповторимый характер, но еще и тонкие отношения, теплоту, дружественность чувств, особенные черты семьи – вот в чем задача художника. – А как вы понимаете значение слово «семья»? Учитель: Ваши одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, поработали самостоятельно с толковыми словарями и вот, что они обнаружили. (Приложение 1. Слайд 5). 5. Самостоятельная работа учащихся Задание: Объяснить происхождение слова семья. Выступления учащихся. 1. Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней. 2. – А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена? 3. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья. 6. Обсуждение результатов самостоятельной работы Учитель: Так кого же можно назвать членом семьи? (Ответы учащихся) (Приложение 1. Слайд 6) Учитель: Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь. Выступления учащихся. 1. В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие. 2. В словаре В.И. Даля читаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Коллективная работа – Какие однокоренные слова можно подобрать к слову РОД? (Учащиеся 2-х рядов по цепочке записывают слова на доске, кто быстрее и правильно, 2 минуты). Проверяем себя по слайду 7. 7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся 8. Самостоятельная работа учащихся Учитель: А от какого слова произошло слово «Родина»? (Ответы детей). Действительно, это слово имеет исторический корень «род» то единое, что соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут. «Родина» и «родословная» – тоже имеет родственные слова. Выступления учащихся. Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.
Подготовленный рассказ учащихся о генеалогическом древе своего рода. 9. Беседа с учащимися по вопросам – Что должно включать в себя родовое древо? Почему для людей важно знать своих предков? 10. Групповая работа Учитель: У вас на столах карточки, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните ее смысл ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ (Приложение 1. Слайд 9) Индивидуальное задание «Собери пословицу»
Правильный ответ:
(Приложение 1. Слайд 10) 11. Работа с текстом сказки «Общее счастье» (осетинская сказка) 1) Выразительное чтение эпизодов, ответы на вопросы, словарная работа. (Приложение 2) 2) Беседа с учащимися по тексту сказки. Учитель: Как вы понимаете следующие слова? (Приложение 1. Слайд 11) ПАМЯТКА
12. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Учитель: Предлагаю составить СИНКВЕЙН. Главное слово СЕМЬЯ. Напоминаю6 вам нужно подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение (пословицу) и 1 существительное, которое обобщит все сказанное. (Приложение 1. Слайд 18) 13. Рефлексия На листе ватмана изображено дерево. Вам нужно его оживить. Нарядите его листочками, чтобы он зашептались, залепетали и весело засмеялись оттого, что обрели свою семью. Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи зависит счастье в доме. (Приложение 1. Слайды 19, 20) 14. Домашнее задание 1) Составить генеалогическое древо своей семьи или собрать альбом своей семьи. Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |