Преподавание русского языка Урок-мастерская "Семантико-стилистические особенности употребления возвратных глаголов в русском и французском языках"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1003 Поддубняк Елена Васильевна, учитель французского языка; Бондарь Марина Дмитриевна, учитель русского языка Презентации к урокуЗагрузить презентацию (719 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Оборудование: информационный материал для учащихся, презентация “Семантико-стилистические особенности употребления возвратных глаголов в русском и французском языках”, дополнительная литература (русско-французский словарь). Цели и задачи Целью урока является выявление и описание стилистических особенностей и возможностей категории возвратности и форм глагола в современном русском и французском литературных языках в их основном значении и переносном употреблении, также попутное решение случаев их употребления в различных функциональных стилях. Исходя из поставленной цели, планируется решение следующих задач:
Алгоритм урока1.Фронтально. Посмотрите на слайд (слайд 4, графическое стихотворение Гийома Аполлинера “Маленькое авто”). Как связаны глагол и движение? Прочитайте слова А.К.Толстого (на доске фраза: “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”). Наша задача сегодня – дать движение фразе. Социализация. Дома вы перевели строку стихотворения, которая перед вами. Прочитайте перевод. 2.Фронтально. Как вы догадались, сегодня речь пойдет о глаголе. Тема нашего урока: “Изобразительные возможности глагола в русском и французском языках” (слайд 5) – Что значит “изобразительные возможности”? – Чему они служат? 3.Фронтально. Какие морфологические признаки имеет глагол в русском языке? Во французском языке? Какой вывод вы можете сделать? (Что общего и чем отличаются?) слайд 6,7. 4.В группе. Перед вами отрывок из знаменитого стихотворения Л.Кэрролл из книги “Алиса в зазеркалье”. Среди привычных и понятных слов есть и странные слова, придуманные писателем. Какие из них глаголы? Сколько их? Укажите морфологические признаки 2-3 из них (слайд 8). 5.Социализация сначала в группе, потом между группами (Озвучивает ответ 1 человек от группы). 6.Фронтально. Какие из слов, образованных Л.Кэрроллом, тебе кажутся самыми выразительными? 7.В группе. В стихотворении на французском языке “Кошка” найдите глаголы. Укажите морфологические признаки. Почему в стихотворении всего 2 глагола – в 1 и последней строке? Определите их морфологические признаки (слайд 9). 8.Социализация. Озвучивает ответ 1 человек от группы. 9.Фронтально. Одна из грамматических категорий глагола – возвратность. – Какие глаголы называются возвратными? Назовите опознавательный признак возвратности (слайд 10). – Что обозначают возвратные глаголы? (слайд 11) – Все ли глаголы, являющиеся возвратными во французском языке, переводятся на русский как возвратные? 10.В группе. Прочитайте отрывок из “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина (слайд 12). Подчеркните в текстах, которые у вас на столах, глаголы – сказуемые. – Почему здесь так много глаголов? Сколько? – Почему в 1 – 5 строках нет ни одного союза? Медленно, спокойно, энергично или напористо хочется вам их прочитать? – Почему два однородных сказуемых последней строки представляют собой отдельное предложение? Почему в нем использован одиночный союз И? Действие продолжается или завершилось, пришло в статичное состояние? 11.Социализация. Прочитайте текст, передав динамику действия в нем. 12.В группе. Переведите в группе распорядок дня (“Ma journee”) (слайд 13). – Обратите внимание на возвратные и невозвратные глаголы. 13.Социализация. Прочитайте текст, использовав глаголы в нужной форме. 14.В группе. Культура речи. Всегда ли правильно мы употребляем глаголы с частицей -СЯ? – Выберите из предложений слайда 15 (предложения на листах находятся на столе) те, в которых возвратные глаголы употреблены правильно. – Объясните, почему некоторые глагольные формы с – СЯ употреблены правильно, а некоторые – нет? (слайд 15). Вспомните значение возвратных глаголов (слайд 10) Сделайте вывод. 15.Социализация. Озвучивает ответ 1 человек от группы. Проверьте правильность (слайд 16,17). 16.В группе. “Улыбнитесь” Запишите на листках по 3 слова: 1 группа – существительные с общим грамматическим значением “животные” (русский язык); 2 группа – глаголы на тему “Что я люблю делать” (использовать и возвратные) (русский язык); 3 группа – где я люблю проводить время (русский язык); 4 группа – существительные с общим грамматическим значением “животные” (французский язык); 5 группа – глаголы на тему “Что я люблю делать” (использовать и возвратные) (французский язык); 6 группа – где я люблю проводить время (французский язык). 17.Межгрупповая социализация. От группы один представитель берет по листу из другой группы (соответственно языку). Соедините слова в предложения. Прочитайте. Озвучивает ответ 1 человек от группы. 18. Рефлексия.Синквейн. Напишите пятистишие (слайд 18) 1 существительное – тема; Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |