Преподавание литературы "У театральной афиши" (урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1219 Целуйко Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Вид урока: урок-размышление, урок-диалог Технология: диалога и творческого чтения Цели:
Оборудование: афиша спектакля, театральные программки; портрет А. С. Грибоедова; иллюстрации театральных деятелей того времени, сцен из комедии; грампластинка, текст комедии На доске: Слева - словарь:
Справа: портреты, иллюстрации из альбома. Посередине: тема, вид урока, слова Л. Н. Толстого о литературе: Ход урока (Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –“афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.) 1. После звонка: Сегодня первый урок по комедии “ Горе от ума” А. С. Грибоедова, называется он “У театральной афиши”. 2. Вступительное слово учителя: Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле. Афиша театра… Какой она была? Зачем она? И программка, которую зритель получает у входа в зрительный зал? Нам представляется, что это далеко не праздные вопросы. Особенно для тех, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был и вовсе. И хотя мы с вами уже знакомы с драматическими произведениями, но сегодня, сейчас, мы впервые попадем в театральную обстановку. Она особая, эта атмосфера. Ещё не прозвенел третий театральный звонок… Еще не прошелестел распахивающийся театральный занавес… Ёще не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым таинственным запахом кулис… Ещё не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля… Звенит третий звонок. Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон, раскланялись со знакомыми, предвкушая уже некое таинство… Оно здесь. Спектакль уже начался в вашем сознании: ведь в руках у вас театральная программка. - Что таит спектакль? - О чём пьеса? Пробуем угадать. И вы на несколько минут погружаетесь во внимательное чтение. 3. Итак, действующие лица… Посмотрим… Чтение списка действующих лиц Беседа: - О чём вы подумали, пробежав глазами программку, про себя поразмыслив над нею? Вывод: о теме пьесы, о социальном составе действующих лиц, о характерах героев, о месте действия. 4. Игра в театр. А теперь забудьте на несколько минут, что вы зритель. Давайте поставим себя в другое качество. Вы – режиссер. - Кто он? Чем занимается? (Художественный руководитель театральной постановки). Итак, автор сценария принес вам пьесу, которую вам, именно вам, предстоит поставить. Обычно у драматурга нет текста, который бы объяснял характер персонажей (как, скажем, это было у Н. В. Гоголя в “Ревизоре”), значит, режиссер должен внимательно просмотреть ремарки (рекомендации) автора, чтобы определить характер героев пьесы и их костюмы. Давайте вернемся к списку действующих лиц. Возможно, они что-то подскажут. - Что мы можем сказать о Фамусове? (Управляющий в казенном месте, у него есть дочь, секретарь, слуги, значит, перед нами богатый человек, занимающий определенное место в обществе, действие происходит в его доме, значит, он главное действующее лицо). - Что можно сказать о Молчалине? Скалозубе? Князе Тугоуховском и княгине? Старухе Хлестовой? (“Говорящие” фамилии). - Что можно сказать о социальном положении героев? (Высшее общество). - Где происходит действие? (В Москве-столице). - Есть ли фамилии без каких-либо объяснений? (Чацкий, Загорецкий, Репетилов). - Как можно узнать о их характерах? (Только через чтение текста, их монологов и диалогов). Итак, работа режиссера в том и заключается. - Справится ли один режиссер с постановкой спектакля? - Кто еще участвует в работе над постановкой? (Помощник режиссера, художник-постановщик, звукорежиссер, музыкальный оформитель, осветитель, костюмеры, гримеры и, конечно же, актеры). 5. Работа над творческим чтением: (1 действие, 1 явление) Я – режиссер, вы – пока актеры. В театре элементом серьезной работы в начальный период является так называемая “работа за столом”. Собираются все: актеры, художники и т.д. Читается текст и идет его обсуждение. Утверждаются актеры на ту или иную роль, обсуждается характер героев. На роль Лизаньки назначаю… (Лизанька – служанка Софьи Павловны, переживающая за свою госпожу). - Легко ли сыграть роль простой служанки? Читать легко ли? Вывод: теперь вы убедились, что не только сыграть – произнести фразу даже за столом не так-то просто. 6. Д/з: вы продолжите эту работу над 1 действием, явлениями 1-10. Делю класс на 3 группы:
Индивидуальные задания на карточках:
Остальные – актеры, выбрать роль и рассказать об этом герое, как о себе, т.е. прочитать “её в образе”, как это делают актеры театра. 7. Включается грамзапись чтения комедии мастерами художественного слова. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |