Преподавание русского языка Дидактическая игра. Повторение изученного по теме "Словообразование", 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 748 Нагибина Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы Учебник: Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М. : Просвещение, 2008. Цели: повторить и обобщить знания, полученные по теме «Словообразование», развивать умения морфемного анализа слов, воспитывать интерес к родному языку и навыки самостоятельной работы. Оборудование: карта путешествия (карту каждый учитель может изменить или обойтись без неё), маршрут путешествия (у каждого ученика) – Приложение. Оформление доски:
Ход урокаСлово учителя: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране – стране Словообразование. – Что изучает словообразование? Прежде чем мы отправимся в путешествие, необходимо проверить нашу готовность к путешествию. Давайте обратимся к карте путешествия, первое испытание на нашем пути – это Тёмная башня. Хранитель башни – старик Окончание, он уже настолько стар, что совсем забыл, для чего он нужен. Давайте поможем ему вспомнить? На доске фиксируется запись: имя сущест-ое – падеж, число; имя прилаг-ое – падеж, род, число; глагол – лицо, число, род. Задание 1.Склоняем существительное хранитель (работа на доске). Склоняем прилагательное тёмная, спрягаем глагол хранить, выделяем окончание (самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия). Делается вывод о роли окончания в слове. Слово учителя: Ребята, перед нами Вековое дерево и следующее испытание. Давайте вспомним, какая часть слова является главной и почему? (Ответы учащихся). Задание 2.Подбираем однокоренные слова к слову дерево (работа на доске). Самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия, 1 вариант – вода, 2 вариант – земля. Слово учителя: На нашем пути встали горы. На какую часть слова похожи горы? Что такое суффикс, для чего он нужен в слове? (ответы учащихся) Задание 3.С помощью суффиксов образуйте новые слова от существительного гора. Определите значения суффиксов. Какие еще значения суффиксов мы изучили? Слово учителя: Мы прошли непроходимые горы и подошли к небольшой деревушке. Давайте послушаем лингвистическую сказку о жителях этой деревни. Подготовленный ученик рассказывает сказку: « Жители деревни - приставки, всегда жили в мире и согласии. Но однажды приставки со- и раз- встретились в лесу, подружились и решили жить вместе. Тут уж все приставки заволновались и заспорили. Почему остальные приставки были против»? (Ответы учеников). Задание 4.Заполните таблицу. Разделите данные слова по значению приставки: 1) неизменяемые приставки, 2) приставки на -з, -с. Надписать, дочитать, разбудить, надорвать, исправить, сделать, безрадостный, отозвать, испугаться, созреть, разбег. Допишите самостоятельно по 3 примера в каждый столбик. Слово учителя: Наше путешествие подходит к концу, и мы вышли на Волшебную поляну. На полянке, в трёх одинаковых домиках жили сестрички-гласные буквы А-О, О-Е, И-Ы. Однажды подружки так заигрались, что совсем забыли, где они живут и когда пишутся в слове. Давайте вспомним орфографические правила, с которыми мы познакомились в этом разделе. (Ответы учеников). Задание 5.Работа с таблицей, исправление ошибок. (Самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия).
Слово учителя: Давайте подведём итог нашего путешествия, а для этого разгадаем кроссворд. Наша задача угадать центральное слово. Кроссворд.Вопросы к кроссворду.
– Какое слово получилось в центре (ОТЛИЧНО), выполняем морфемный разбор слов. Я думаю, что у всех будет «отлично». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |