Преподавание русского языка
Урок по русскому языку на тему "Антонимы"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1208
Кулачкова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - Учебная Знакомство учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие – антонимы.
- Развивающая. Обогащение словарного запаса учащихся.
- Воспитательная. Развитие навыков работы в парах и по группам.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 1 Организационный момент | | Записывают число, классная работа | 2 Цель урока | Ребята. Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Мы перенесемся на волшебный материк, который называется Лексика. Мы будем путешествовать и узнаем все-все об одной стране на этом материке | | 3 Проверка домашнего задания | Итак, мы с вами на волшебном материке. А как мы можем представить наше путешествие, если у нас нет ни самолета, ни машины? В этом нам поможет карта.(вешается на доску карта, на которой написано Лексика Обозначены страны, но они не подписаны) Ребята, какие страны. расположенные на это материке. вы знаете? | Учащиеся дают определение слову Лексика. Называют темы, пройденные ими в разделе лексика, дают им определения. Записывают их на полоске бумаги ,прикрепляют на карту. Класс проверяет, написаны ли темы без ошибок. | Одна страна осталась нами не открытая..Она откроется. но не сразу. Вам надо выполнить ряд условий, чтобы узнать попасть туда. Дома вы должны были сделать карточки-ключи, на которых должны быть написаны две пары слов. обозначающие разные лексические явления. Эти карточки и будут ключом для доступа в эту страну, но только в том случае, если ваши соседи по парте узнают и правильно назовут это лексическое явление. А трое учащихся выполнят еще ряд заданий, чтобы открылся замок на границе этой страны | Ребята обмениваются карточками, обозначают на них лексические явления. Кто выполняет эту работу правильно, складывают ее в волшебный ящик. | 4 Сопутствующее повторение | -Вставить пропущенные буквы. Об…ед…ниться в гру(п,пп)у Д…лекий путь Преод…леть трудности -Подобрать синонимы к словам Храбрый Бояться Разбор слова по составу Чудесный | Трое учащихся работают у доски | | Итак. мы успешно преодолели все препятствия подошли к границе этой страны .Но здесь нам попадается преграда .Это высокая гора. Какие действия мы предпримем, чтобы оказаться наверху? | Дети называют синонимы, записывают их в столбик: Взберемся Вскарабкаемся Взойдем Залезем | 5 Объяснение нового материала | А что нам надо сделать, чтобы оказаться внизу? Какие у нас образовались интересные пары слов Взберемся-спустимся Залезем-слезем Взойдем-сойдем Верх-низ. Эти слова имеют противоположное значение. И называются эти слова, жители нашей страны, антонимы(вешаем на карту название страны, записываем тему урока). Слово произошло от греческого Анти-против Онима-имя А знаете, почему это волшебная страна? Каждый. кто попадает туда, меняется к лучшему.. Был грубый, перешел границу, стал….вежливый. Был трусливый, стал храбрый, был бедный стал богатый. Итак, эти слова не могут жить друг без друга, но они очень разные, просто противоположные, хотя всегда одной и той же части речи | Спуститься Слезть Сойти | 6 Закрепление нового материала. | А кто хочет побыть жителем волшебной страны? Давайте посмотрим, как меняется все в стране антонимов. | Упражнение 359 устно. ребята подбирают антоним к слову и определяют, по какому признаку объединяются эти слова Упражнение 361 с последующей взаимопроверкой | 7 Анализ текста. | Люди этой страны очень бережно относятся к слову. Они передали каждому из вас послание(раздаточный материал с текстом) Слово великое дело. Великое потому, ч то словом можно соед…нить людей. Можно раз…единить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненавист… | 1 Прочитайте текст 2 Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. 3 В 1-м предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, поставьте знак препинания, объясните свой выбор. 4 Найдите в тексте антонимы. Какой частью речи они выражены. | 8 Групповая работа | Перед путешествием нам прислали письма из очень уважаемых языковых заведений... Всех очень интересует волшебная страна антонимов. 1 Письмо из союза писателей. Из предложенных пословиц найти те, в которых есть антонимы. - Не великое дело- великое слово.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Ученье-свет, неученье – тьма.
- Семеро одного не ждут.
- Век живи ,век учись.
- Сытый голодного не разумеет.
- Хорошую речь хорошо и слушать.
- Правой рукой строит, а левой разрушает.
- Корень ученья горек, да плод его сладок.
2 Письмо из института русского языка. Найти антонимы к прилагательным: свежий хлеб, свежая газета, свежая новость, старый дом, старый человек, легкий труд. легкий ветер. 3 Письмо из союза переводчиков Перевести фразу, подбирая к каждому слову антоним. Взрослые отдыхают медленно и плохо. | Работа в группах. 1-й ряд зачитывает пословицы и называет антонимы. 2-й ряд читает антонимы к прилагательным. 3-й ряд читает первую и вторую фразу. | 9 Итоги урока. | Итак. мы сегодня побывали в стране, где живут… Кто такие антонимы? Что у них общего? У всякого ли слова есть антонимы?… | | 10 Домашнее задание | Упр 349 | | 11 Оценки за урок. | | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|