Преподавание литературы Урок в 7-м классе по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2173 Панкратова Елена Евгеньевна, учитель литературы и риторики Цель: Доказать, что роман о Робинзоне Крузо – гимн Человеку. To be or not to be? Shakespear Словарь:
1. Вступительное слово учителя. (Звучит аудиозапись “Голос моря”) Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе. Тема нашего урока “Даниэль Дефо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка” Цель нашего разговора о книге – понять: верно ли, что роман “Робинзон Крузо”, как утверждают исследователи, это гимн Человеку? В центре нашего внимания сегодня – роман, которому исполнилось 286 лет. Вы говорили, что книга прочитана вами с огромным интересом. И мы постараемся понять, чем привлекает роман, который отделяют от наших дней почти три столетия. Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных? 2. Д. Дефо: писатель и его эпоха Сообщения учащихся. 3. Создание романа Мы неоднократно говорили с вами о жизнеподобии и вымысле в литературе. Роман Дефо вполне может пополнить наши знания – у книги богатая предыстория. Роман отражает современную Дефо эпоху усиления колониальной экспансии Англии, эпоху географических открытий, когда на карте мира было множество “белых пятен”, когда многие мореплаватели находились в путешествиях годы. Это реалистический роман, относящийся к авантюрно-приключенческому жанру, весьма популярному в Англии того времени. Давайте выслушаем сообщение о создании романа, его жизненной основе. Сообщение ученика о создании романа и прототипах героя* Слово учителя. Итак, прототипом образа Робинзона стал английский моряк Селькирк. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо. Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Когда уже немолодой Робинзон со значительными средствами, опытом и обширными деловыми планами высаживается на родном берегу, в Лондоне уже действует 28-летний Дефо, купец с образованием, кормилец обширного семейства, вольный гражданин города Лондона, глава небольшой церковной общины, публичный оратор, рискующий как в политических играх, так и на скачках и петушиных боях.. - Вы уже кое-что знаете о Даниэле Дефо. Как вы думаете, какие черты его личности позволяют утверждать: писатель является одним из прототипов своего героя? (Любовь к жизни и упорство в преодолении препятствий) Реальные факты легли в основу романа, у героя книги есть реальные прототипы. Но Дефо был писателем. То есть он творчески осмыслил поразившие его факты: Если Селькирк провел на острове 4 года и 5 месяцев, то Робинзон – 28. Автор сознательно поставил своего героя в тяжелейшие условия. Причем его герой после всех испытаний остался цивилизованным человеком. Дефо перенес место действия из Тихого океана в Атлантический, в устье реки Ориноко. Координаты острова, названные писателем, совпадают с координатами острова Тобаго. Дефо избрал этот район потому, что он был достаточно подробно описан в тогдашней литературе. Сам писатель здесь никогда не бывал. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна. Ведь почти все, описанное в романе, ограничено пространством. И необходима была полная точность деталей: климат, флора и фауна, рельеф острова. Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стал завоевывать сердца читателей во всем мире. Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. При жизни Дефо роман выдержал 17 изданий. Книги продавались по 5 шиллингов - деньги немалые. Но раскупался роман быстро. Мастерство писателя победило: люди, читая книгу, искренне верили в “удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”. 4. Причины огромного успеха романа. - Роман “Робинзон Крузо” был необычайно популярен. Попробуйте объяснить его популярность. В чем видите вы ее причины? - Современники верили в подлинность описанного, т.к. рассказ ведется от 1 лица - Сюжет крайне увлекателен, в основе его – авантюра -Впервые в английской литературе героем стал рядовой английский буржуа – предприимчивый, смелый, энергичный. И при этом – совершенно заурядный, обычный человек. 5. Работа переводчика - В 1764 году появился первый русский перевод романа. Как работает переводчик? Труден ли его хлеб? - Что надо знать и уметь переводчику? Ответить на эти вопросы смогут ребята, переводившие фрагменты романа с английского языка на русский. - С какими трудностями вы встретились? /Английский язык претерпел значительные изменения с момента написания романа/. - Прочитайте получившийся у вас текст. Выступление группы переводчиков. 6. Герой романа и его судьба. /Беседа с использованием текста романа/. (Звучит аудиозапись: шторм на море) Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек… - Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/ - Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/. - А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/. - Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/. - Что прежде всего было взято с корабля? - “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/. - Докажите примерами упорство этого человека - Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился? /Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д.. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию/. - Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? /Трудолюбие/. - Да, в его дневнике от 4 ноября мы читаем: “Работал не покладая рук” 7. Психологизм романа “Жизнь и необычайные приключения “Робинзона Крузо” можно назвать одним из первых психологических романов. Грусть, отчаяние, тоска, уныние – все испытал Робинзон. И поддайся он этим чувствам – не было бы его возвращения.. Но он так сильно хотел жить, что сумел взять себя в руки. Он работал и работал, а по вечерам, пока не кончились чернила, делал записи. - Сюжет романа осложнён страничками дневника Робинзона. Какова цель ведения этого дневника? /Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником/. - Особое внимание привлекает сочиненное им стихотворение о Добре и Зле. Какова роль этих строк? /Даже находясь в критической ситуации, надо уметь находить положительное, хорошее в том, что с тобой происходит. Надо стараться не предаваться унынию, а действовать, понимая, что могло быть и хуже, что жизнь продолжается/. Выступление ученицы: Самооценка и самоанализ в дневниках Робинзона Крузо. Ведь Д. Дефо не просто родоначальник европейского романа. Он – родоначальник романа психологического. - Как вы понимаете выражение “психологический роман”? Докажите примерами из текста, что Робинзон постоянно осмысливает свои поступки, мысли, желания. - Многие исследователи творчества Дефо утверждают, что Робинзон – натура противоречивая: в нем смешались самые разные черты, как добрые, так и дурные. Подумав, я решила согласиться с этим утверждением. А что думаете вы? Есть ли противоречия в характере Робинзона? Заполнение таблицы: Отрицательное в Робинзоне: История с Ксури. Робинзон еще не умеет думать о других, не умеет сопереживать и нести ответственность за жизнь другого. Первое слово, выученное Пятницей, – Господин /не друг, не товарищ/ “Я – царь и хозяин этой земли. Права мои на нее бесспорны”. Положительное в герое: “Мне суждено было самому быть виновником всех моих несчастий” “Однако бесполезно было сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить” -Какие же качества сочетаются в герое романа? /Дружелюбие – и снобизм; доброта – и высокомерие; склонность к власти – и склонность к покаянию, хозяйственность - и купеческая расчетливость: он скрупулезно подсчитывает количество убитых дикарей/ - А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный? (Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра). Ученики высказывают свое мнение - Среди нас есть человек, который знает Робинзона куда лучше нас. Это его верный слуга Пятница. Инсценированный рассказ Пятницы от первого лица - Скажи, Пятница: твой господин - хороший человек? - А теперь давайте послушаем самого мистера Робинзона. Инсценированный рассказ Робинзона от первого лица
А что именно?
8. Сюжет и композиция романа - Как построен роман? Что считаете вы важнейшими звеньями сюжетной линии, раскрывающими характер героя?
- Читая книгу, я обратила внимание на слова: “Во всяком зле можно найти добро, стоит только подумать, что могло случиться хуже”.
/Чтение вызвавших интерес строк/ - А как вы понимаете знаменитую шекспировскую фразу, выбранную в качестве эпиграфа? 9. Подведение итогов - Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона? - Современна ли эта книга? - Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения. 10. Заключительное слово учителя. В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком. Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло. Домашнее задание: Написать сочинение “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо” или Письмо господину Робинзону Крузо. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |