Преподавание литературы Интегрированный урок русского языка и литературы "Духовные ценности и духовная память"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1083 Петренко Елена Вениаминовна, Учитель Цели и задачи урока:
Методические приемы: беседа, пересказ текста, конструирование предложений, элементы анализа текста. Оборудование: портрет писателя, репродукции картин, рабочий листок по русскому языку ( у каждого ученика), учебник, мини ЕГЭ по произведению. Количество уроков: 2 Класс: 7 ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя Сегодня у нас с вами одновременно урок русского языка и литературы. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством писателя Валентина Григорьевича Распутина, рассказом “Уроки французского”. В нем говорится о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени , об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована. Сам автор считал, что “это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из-за желания непременно рассказать обо всем, что пережил. Есть такие понятия как: “духовные ценности”, “духовная память”, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет писатель сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то с ним, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось в нем на люди. Он написал этот рассказ в надежде, что те уроки, которые преподала учительница лягут на душу как маленького , так и взрослого читателя. ИТАК, СЕГОДНЯ НА УРОКЕ мы раскроем понятия “духовная память” и “духовные ценности” и проясним мотивы поведения мальчика. 2. Беседа по вопросам:
3. Работа с листком по русскому языку 4. Пересказ эпизода От слов “В школе, наутро после драки …..” до слов “ ….. так домой ехать нельзя …”
(работа с текстом и рабочим листком, составляя характеристику) Комментарий учителя В восприятии деревенского мальчика “ в одежде” - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него)
5. Чтение по ролям – эпизод “разоблачения” * Как повел себя директор? ( работа с листком) Комментарий учителя ( директор должен был знать о бедственном положении ученика и постараться ему помочь, однако в арсенале директора были карательные методы) * Как ведет себя Лидия Михайловна? * как достигается временная протяженность этой сцены? (работа с листком ….. она “медленно, …….) Почему учительница не объяснила свой поступок директору? Какая черта характера объединяет учителя и ученика в этой сцене? (чувство собственного достоинства – рабочий листок) 6. Выразительное чтение Эпизод со слов “ Через три дня……….” (Это называется послесловие. Оно открывает новые черты личности Лидии Михайловны: выдержка, чувство ответственности, она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его. Всю “вину” она взяла на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал, что не одинок, что есть на свете ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ. ЭТО И ЕСТЬ “ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ” - Какие главные уроки преподал нам Распутин? У нас еще есть понятие “духовная память” - Как вы это понимаете? (это мысли взрослого человека, его память) ВЫВОД: доброта, милосердие должны быть главными принципами во взаимоотношениях людей, они жили и живут во все времена, даже самые страшные, и нельзя оправдать свою жестокость, злобу, царящие вокруг или тяжкими временами; жить на земле всегда тяжело, так не будем отягощять свою жизнь отсутствием доброты, сочувствия. РАБОЧИЙ ЛИСТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧЕНИКА (-ЦЫ) …………………………. Игровая ситуация … переросшая в открытое силовое столкновение – мальчишескую драку. Мальчики, которые избивали героя ( ………………..), были старше и сильнее. Он почти не защищается, только кричит в отчаянии, отстаивая справедливость. ОТСТАИВАЯ - …………………………………………………….. Лидия Михайловна ( ……………………………………………… ………………………………………………………………………) Черты характера героя: ………………………, ……………………., …………………………., …………………….. Художественный прием - ………….. ( противопоставление) Сцена “разоблачения” Директор …………………………………………………….. Лидия Михайловна …………………………………………. “Духовные ценности”: …………………………………….. ……………………………………………………………….. “Духовная память” ……………………………………………. ………………………………………………………………….. … она медленно, медленно поднялась с колен … раскрасневшаяся и взлохмаченная …….. Героя и Лидию Михайловну объединяло ………………………
Мини-ЕГЭ по литературе Прочитайте фрагмент текста от слов “ ……. Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете.” до слов “ И он воздел над головой руки.” и выполните задания А 1- А 5, В 1 – В 4, С1 А 1. определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
А 2. какое место занимает этот фрагмент в произведении?
А 3. от какого лица ведется повествование
А 4. как ведет себя Лидия Михайловна, понимая, что директор застал ее за непозволительным для учительницы занятием?
А 5. с какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует такие слова и выражения: “медленно, медленно поднялась с колен”. “спокойно ответила”?
В 1. укажите художественно – выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему ( “пораженный голос”, “твердый, звенящий голос”, “удивленный голос” ) Ответ: ……………………………………………………………….. В 2. назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий ( “ … заспорили о счете”, “Мы кричали, перебивая друг друга …”) Ответ: ………………………………………………………………… В 3. выпишите из фрагмента название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем. Ответ: …………………………………………………………………. В 4. выпишите из фрагмента слова, с помощью которого директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны Ответ: ………………………………………………………………….. С 1. как ведет себя Лидия Михайловна во время игры с мальчиком и во время беседы с директором школы? 4-6 предложений ……………………………. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |