Преподавание русского языка Функциональные стили речи литературного языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1608 Цереева Галина Александровна, преподаватель русского языка и литературы Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Цели урока 1. Дидактические:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
В целях учтены особенности как всей группы (с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития), так и отдельных учащихся (с невысоким уровнем развития мыслительных операций). Задачи урока:
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. На уроке проводилась работа:
Круг знаний по теме. Язык разговорный и книжный; их лексические, грамматические, синтаксические атрибуты; научный стиль: языковые черты и жанровые разновидности. Официально-деловой стиль: языковые черты, жанры, ситуации использования; разговорный стиль: языковые черты. Проблема литературно-художественного стиля; информативность и суггестивность художественной речи; субъект этой речи и его речевое выражение; взаимоотношения писателя и читателя. Круг умений по теме. Учащиеся должны уметь: определять стилистику текстов, выделяя характерные языковые признаки каждого стиля и составлять текст заданной стилистической принадлежности. Необходимое оборудование и материалы Данный урок второй по Программе учебной дисциплины авторов А.И.Власенкова, доктора пед. наук, профессора, ведущего научного сотрудника ИОСО РАО Т.В.Потемкиной, канд. пед. наук, доцента кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиПРО для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). Программа утверждена Управлением среднего профессионального образования Минобразования РФ 29 апреля 2002 года. Комплексно-методическое обеспечение:
Технология: использование элементов УДЕ, проектной деятельности, информационных компьютерных технологий. При подготовке к уроку были учтены программные требования:
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:
Стиль – это человек. Межпредметные связи: а) Педагогика. Тема: «Методы обучения». б) История. Тема: «История России. Великая Отечественная война», «Формирование тоталитарного государства». в) История Калмыкии. Тема: «Период депортации», «Становление системы образования Калмыкии». г) Экология. Тема: «Борьба за чистоту языка», «Охрана окружающей среды». д) Информатика. Тема: Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий». Предварительная подготовка к уроку:
Для подготовки к компьютерному тестированию по теме «Публицистический стиль речи» – компьютерное учебное пособие «Русский язык и культура речи». Ход урокаI. Организационный момент (1 минута).Проверка домашнего задания (от 2 до 3 минут). Учитель: В качестве домашнего задания Вам было предложено исследовать происхождение (этимологию) слов «стиль», «педагог», «победа», «сайгак». Ответы учащихся. Сверяем ответы по ключу (см. Приложение 1) II. Сообщение темы и цели урока (от 2 до 3 минут).Учитель: Тема нашего урока: Функциональные стили литературного языка. По правилам дидактики, на каждом учебном занятии мы должны соблюдать триединство целей. Цели нашего занятия следующие: (слайд, на котором определены цели урока) III. Основная часть урока.1) Актуализация опорных знаний (5 минут). Стиль – совокупность речевых средств, избираемых из языка в соответствии с требованиями нормативности речи, ее целесообразности, контекста, ситуации, жанра высказывания. На предыдущем занятии мы познакомились с особенностями функциональных стилей и научились лингвостилистическому анализу текста. Давайте вспомним основные сведения о стилях. 2) Фронтальный опрос. - Сколько функциональных стилей в современном русском языке? Ответ: 5 стилей (художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный и научный). - На какие группы делятся стили? Ответ: на 2 большие группы: разговорный и книжные стили. - Назовите общие признаки стилей. Ответ: Каждый стиль имеет свою сферу употребления, функцию, доминанту, языковые особенности, жанры. Учащиеся выходят к доске и записывают общие признаки стилей в виде таблицы-матрицы. 3) Лингвостилистический анализ текста (от 3 до 4 минут). Учитель: Сейчас мы проведем групповую работу на уроке. Предлагаю Вам выполнить проект: «Лингвостилистический анализ текста». У нас 5 групп исследователей, по количеству функциональных стилей. На столах лежат конверты с текстом для анализа, оценочные таблицы и таблицы-матрицы. Каждая группа выбирает чтеца и оратора, которые будут проводить защиту проекта, к концу защиты группа должна заполнить матрицу функциональных стилей (см. Приложение 2). Ребята, которые помогли составить матрицу стилей, выступят экспертами, будут оппонировать на защите, проводить подсчет голосов и проверять правильность заполнения таблиц. После выступления всех ораторов, группы передают экспертам карточки, в которых оценивается работа каждой группы (в том числе и своей) по пятибалльной системе. По сумме баллов эксперты определяют лидеров проекта. На подготовку проекта отводится 4 минуты, на защиту проекта каждой группе отводится 1минута. Открываем конверты и начинаем работу. В случае затруднения можете воспользоваться учебными пособиями. 4) Защита проектов. Определение стилистической принадлежности текстов (от 5 до 7 минут). Учитель: Приглашаем для защиты проекта первую группу. Художественный стиль (см. Приложение 3). Чтец читает текст. Защита 1 группы: оратор приступает к защите, работает с текстом на интерактивной доске, выделяя с помощью маркера ключевые слова, средства выразительности и др. «Нашей группе был предложен текст художественного стиля. Художественный стиль является синтезом всех стилей, в данном тексте есть смешанные стилевые признаки. Сфера употребления данного текста – сфера словесного искусства, доминантой текста является образность. Стилевая принадлежность текста определяется тем, что это фрагмент из повести, текст излагается от лица героя-повествователя, использованы различные средства выразительности:
Эксперты: Какова, по-вашему, проблема данного текста? Оратор: Проблема текста – судьба спецпереселенцев в Сибири – актуальна и близка нам, так как наши дедушки и бабушки тоже пережили трудные годы ссылки. Автору текста удалось воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, текст произвел на нас большое впечатление. Потрясает драматизм повествования, понятно отчаяние матери, потерявшей ребенка. Автор передает чувства и переживания героев с помощью экспрессивной лексики, риторических фигур речи. Мастерство писателя еще раз подтверждает афоризм Н.М. Карамзина «Богатство языка есть богатство мыслей». Другие группы вносят в матрицы следующие сведения:
Учитель: Мы рассмотрели фрагмент из произведения немецкого писателя Курта Гейна, написавшего о трудной судьбе калмыцкого мальчика Дорджи Очирова, потерявшего в сибирской ссылке мать и сестренку, пережившего голод, унижения в детском доме. Ваши товарищи связались по скайпу с автором «Повести в трех эпилогах» и записали интервью с ним. Обратите внимание на текст речи Курта Гейна. Внимание на экран (см. Приложение 4). Проекция интервью с Куртом Гейном, автором произведения «Повесть в трех эпилогах»на интерактивной доске. Разговорный стиль. Защита 2 группы, работа с текстом на интерактивной доске. Нам для анализа был предложен фрагмент речи Курта Гейна, автора «Повести в трех эпилогах». Текст построен в форме разговорного диалога. Сфера употребления текста – сфера социально-бытовых отношений. Доминанта – экспрессивность. Функция – общение. Языковые особенности данного текста подтверждают его стилевую принадлежность: Прямая речь оформлена в виде реплик. Речь Курта Гейна экспрессивна, содержит много фактов, в тексте много неполных предложений, вопросно-ответная форма изложения, много обращений, разговорных конструкций, есть стилистически нейтральная и оценочная лексика, повествование ведется от 1-го лица. Эксперты: Что больше всего запомнилось вам в речи Курта Гейна? Оратор: Особенно заинтересовало нас мнение Курта Гейна о личности современного педагога. Оно послужит нам, будущим учителям, нравственным ориентиром. Группы заполняют в матрице сведения по разговорному стилю:
Официально-деловой стиль. Учитель: приглашаем следующую группу. Чтец читает текст (см. Приложение 5). Защита 3 группы, работа с текстом на интерактивной доске. Это текст официально-делового стиля. Данный жанр – Указ – употребляется в сфере административно-хозяйственных отношений, функция текста – сообщение, доминанта – стандартизация, т.е. употребление стандартных, клишированных средств языка. Все слова в тексте употреблены в прямом значении, отсутствуют средства выразительности, использована императивная лексика. Данный документ содержит обязательные атрибуты: преамбулу, номер, дату, подпись, нумерацию основных положений. Эксперты: Какое значение имеет данный текст? Оратор: Документ, с которым мы познакомились, имеет воспитательное значение. Объявление 2010 года Годом сайгака свидетельствует о позитивных процессах в региональном законотворчестве. С 1990 года сайгак считается национальным достоянием Калмыкии. Надеемся, что данный Указ будет способствовать тому, чтобы меньше стало таких людей, о которых написал Григорий Кукарека:
Группы записывают в матрицы:
Рефлексия. Учитель: Ребята! Мы с вами осуществили лингвостилистический анализ 3 текстов. Скажите, какие средства общения использованы для создания этих текстов? Учащиеся: Тексты разной стилевой принадлежности создаются с помощью вербальных средств общения. Учитель: Какие еще средства общения вы знаете? Учащиеся: Невербальные: жесты, мимика, поза. Релаксация. Учитель: Сейчас я предлагаю Вам встать рядом с партой и продемонстрировать невербальные средства общения. Давайте поприветствуем друг друга русским поклоном и японский поклоном. Теперь изобразите с помощью невербальных средств отказ, осуждение, согласие. Как с помощью мимики мы можем приветствовать друг друга? Правильно, с помощью улыбки. Молодцы! А теперь продолжаем защиту, слово 4 группе. Научный стиль. Чтец читает текст (см. Приложение 6). Защита 4 группы, работа с текстом на интерактивной доске. Нам для анализа был предложен текст научно-публицистического стиля. Это фрагмент из учебного пособия, скорее всего из энциклопедии. Доказывает стилистическую принадлежность то, что все слова в тексте употребляются по прямому назначению, нет средств выразительности, много фактического материала (исторические даты, имена, топонимы, цифры и т.п.). Сфера употребления данного текста – сфера науки и образования, доминанта – терминологичность (использованы общественно-политические термины: акт, капитуляция, штаб-квартира, штандарт, наименования воинских званий, названия исторических дат и др.). Жанр текста – научно-публицистическая статья. Функция этого текста – сообщение важных исторических сведений. Эксперты: Вы сказали «важных исторических сведений»? В чем заключается их значимость? Оратор: Думаем, что данные исторические факты должны знать и помнить все граждане Российской Федерации, так как они связаны с важнейшим этапом развития не только России, но и всего мирового сообщества. Завершить нашу защиту мне бы хотелось стихотворением Александра Голубева «Ночь на 9 мая»:
Группы пишут в матрицу:
Публицистический стиль. Учитель: Приглашаем 5 группу. Чтец читает текст (см. Приложение 7). Защита 5 группы. Данный текст представляет собой публицистическую статью, использован в сфере общественных отношений. Функция текста – воздействие. Тексту характерна социальная оценочность и призывность, широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. Использованы экспрессивные выразительные речевые средства, цитирование, много сложных предложений, есть прямая речь.
IV. Проверка и оценивание ЗУНов.Учитель: Предлагаю каждой группе заполнить пустые клетки матрицы функциональных стилей. А теперь взгляните на матрицу функциональных стилей, которую мы заполнили общими усилиями (см. Приложение 8). Учитель: Сейчас вам предстоит оценить работу групп. Заполните оценочные карточки и передайте их сюда. Пока эксперты подсчитывают баллы, пересядьте за компьютеры и выполните тест-задание компьютерного учебника (работа с компьютерным учебником, оценки за тест). Ну что ж, подведем итоги урока. Оценки за защиту проектов следующие: Первая группа получает – __ баллов, вторая – __ б., третья – __ б., четвертая – __ б., пятая – __ б. V. Рефлексия деятельности на уроке.Учитель: Вы все справились с заданием, грамотно провели лингвостилистический анализ и сумели доказать стилевую принадлежность текстов. Подбор текстов был не случайным. Анализируя тексты, мы еще раз вспомнили ключевые события 2010 года – Год учителя, 65-летие Великой Победы, Год сайгака, познакомились с творчеством Курта Гейна, узнали много интересных сведений, а самое главное: еще раз повторили особенности функциональных стилей речи. Успешно справились вы и с компьютерным тестом, оценки за работу получили все положительные, я внесу их в журнал. VI. Домашнее задание.В качестве домашнего задания я предлагаю выполнить творческую работу: написать эссе в публицистическом или художественном стиле по высказыванию Бюффона «Стиль – это человек». Использованные источники и литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |