Преподавание литературы
"Любовь – удел немногих". Испытание любовью героев повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2665
Михайлова Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели: Формировать у учащихся представление о своеобразии решения темы любви в творчестве А.И. Куприна. ТСО: 1) к/ф “Гранатовый браслет”; 2) Л.В. Бетховен Sonata № 2 in A major, Op.2. (Састь 2 largo appassionato(6:52)) Эпиграф к уроку (на доске) | Люди с тонкой душой не могут долго остаться в этом мире. Да и как благородным, большим чувствам ужиться с мелким, ограниченным ничтожным обществом? О. де Бальзак. Даже безответная любовь, по словам Ф.И Тютчева, благодатна: душа, увы, не выстрадает счастья, но может выстрадать себя… | Основной вопрос урока | В чем же загадка любви по Куприну? В понимании, в доверии к голосу сердца, в вечности постоянства. | Из творческой истории повести (сообщение ученика) | В 1910 г. Куприн писал Ф.Д. Батюшкову “это печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желткова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. – теперь губернатор в Вильно)”.в своей книге “на чужбине” его сын лев Любимов рассказывает, что Куприн почерпнул из их “семейной хроники”. “Прототипами для некоторых действующих лиц послужили некоторые члены моей семьи, в частности, для князя Василия Львовича Шеина – мой отец, с которым Куприн был в приятельских отношениях”. Прототипом героини – княгини веры Николаевны Шеиной – была мать Любимова – Людмила Ивановна, которая действительно получала анонимные письма, а затем и гранатовый браслет от безнадежно влюбленного в нее телеграфного чиновника. Как замечает Л. Любимов, это был “курьезный случай скорее всего анекдотического характера”. В жизни все закончилось благополучно, самоубийства не произошло. | Риторические вопросы | Зачем же Куприн так трагично завершает повесть? Для чего же ему понадобилось убивать своего героя? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока | I | Глава I. Текст | С чего начинается повесть? (С описания северного побережья черного моря) какая атмосфера передается через описание природы? (уныние, тоска, умирание, опустошенность) вспомните, в какое время года расцветают чувства героев в “Олесе” и какое состояние природы рисует Куприн в гранатовом браслете. Не перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета? Можно ли назвать этот пейзаж психологическим? | II | | На именины княгини веры приехало много гостей. Кто и почему для именинницы был самым дорогим гостем? (дедушка, генерал Аносов) важно ли в контексте повествования, что он пожилой, умудренный опытом человек? Как вы считаете какое отношение к основному сюжету повести имеют рассказы “обломка старины” генерала Аносова. | Текст главы VIII. “Гимн настоящей любви” | Что означает любовь в жизни генерала? В чем ее смысл? Найти “ключевые слова”: единая, всепроцветающая, на все готовая, скромная и самоотверженная, трагедия, бескорыстная. Как “работают” на основной сюжет повести рассказы дедушки? (Р-зы Аносовы > может быть это и есть настоящая любовь?) | III | Глава V “Она разрезала ножницами ленту … чтобы посмотреть на браслет”. Текст | Глава V отметьте, как автору удается показать глубокое размышление об отношениях друг к другу веры Николаевны и бедного телеграфиста? В главе V. | IV | Глава X. Текст анализ эпизода | Как к этой истории относится князь? Брат? Глава X эпизод встречи двух светских людей с бедным служащим. “разговор троих”. Кто из троих участников разговора ведет себя с подменным чувством собственного достоинства, а кто нарочно высокомерно? Как это показывает Куприн? При помощи каких художественных средств? Князь Василий Львович. Ведет себя сдержанно, произносит такие прочувствованные слова: “Подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь? Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души”. Но! Раньше: князь считал, что нужно прочитать дарителю “строгую нотацию”. Конечно, подарок от не знакомого нужно отвергнуть, но за что строгую нотацию? За чувства любви? За то, что Желтков посмел влюбиться в светскую даму? Да разве влюбиться – проступок, грех? Что произошло? Кто одержал нравственную победу в данной ситуации? (Желтков) Василий Львович сумел подняться над прежним презрительным отношением к анонимному поклоннику княгини веры, склонился перед его душевной трагедией. - Подберите эпитеты, характеризующие любовь Желткова. Чем была любовь в жизни телеграфиста? - Есть ли еще нравственные победы на счету у Желткова? Да. 1) Желтков обращается только к князю Василию Львовичу. На Николая Николаевича (несмотря на то, что брат княгини веры угрожал Желткову высылкой из города) он демонстративно не обращает внимания. Когда наступает перелом в поведении Желткова? Он одержал верх над ним именно потому, что тот сослался на свои сословные привилегии… 2) Третья моральная победа Желткова. Кульминация сюжета “Гранатового браслета” – в страницах, где описано, как смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это решающая, но оплаченная кровью победа. Итак, три нравственные победы Желткова. К/ф “Разговор троих” | V | | С этого момента можно предположить, что финал будет трагичным. Откуда берется эта уверенность? Вероятно, это создается целостным, единством приемов изображения: особенностью композиций, пейзажей, функций деталей. Покажите на примерах. | На доске. Создание драматической атмосферы. | Пейзаж в начале повести —> 13 частей —> письмо Желткова “ваш до смерти и после смерти” —> алые капли граната зеленый гранат (защита от насильственной смерти (роль цвета)) —> домашний юмористический альбом —> рассказы Аносова (любовь – трагедия) —> разговор троих —> финал судьбы Желткова (глава XII) —> пейзаж Кто у писателя вызывает больше сочувствия: княгиня Вера или Желтков? Трудно сказать, кого из них двоих больше жаль. Пожалуй, княгиню. Любивший ее человек испытал великие радости, был счастлив в несчастье. Любовь его очистила и подняла с земли. А она? Как всякая чистая, хорошая женщина, она, конечно, мечтала о великой святой любви. И вот пришла эта любовь, спустилась не заметно для нее, одной из миллионов, а она ее не заметила. Может ли быть что-нибудь обиднее! А как считаете вы? Можно ли сказать, что они пострадали одинаково? Аргументируйте свою точку зрения. | VI | | Именно через музыку приходит к Вере прозрение, понимание. Музыка очень значима в творчестве Куприна. Куприн: “Музыка, какая великая и жестокая сила. Она помимо воли человека будит в нём забытые воспоминания и чувства, заставляет страдать и плакать от восторга”. К/ф (конец). Как вы думаете, почему эта музыка наполняла Веру Николаевну не изведанным ранее сильным чувством, воспоминаниями о совсем незнакомом, безмерно любившем ее человеке, позволила “все понять и почувствовать себя прощенной”? Обратите внимание на то, что Куприн не изображает, не описывает музыку, не говорит о музыкальных образах и впечатлениях. Писатель показывает возникающие в воображении Веры Николаевны слова, которые навеяны музыкой и как бы исходят от Желткова. | VII | “Последнее письмо Желткова” | Чем же достигается музыкальность отрывка? определите художественные приемы. (Контраст, аллитерация, ассонанс, рефрен, оксюморон) | Текстовой анализ | I ч. – ж,р. —> аллитерация мотив жизни. II ч. Р. —> аллитерация НО —> контраст, антитеза. Контраст еще не выражен ярко. В его жизнь входит прекрасное – Вера, любовь. III ч. Контраст, перебив музыку жизнью Желткова без Веры и с любовью к ней. Все, что связано с жизнью до признания Вере – там была жестокая, тяжелая жизнь.После —> прекрасное одухотворение —> ассонанс(о) мотив Веры. До —> мотив смерти —> аллитерация Оксюморон – “сладкая грусть”, “умирая пою”. В финале(VI) много повторов: успокоится – 5 раз, помнишь – 4 раза. Рефрен – “Да святится имя твое”. Какова же функция этих тропов (метафоры, эпитеты, сравнения) и ритмизирующих стилистических фигур? Первая функция: создание музыкальности внутреннего ритма (ритмизированная проза) Вторая функция: выражение авторской мысли о том, что истинная любовь выше не только социального, но и духовного неравенства (Так как Вера сначала не понимала Желткова.) Теперь она прочувствовала все. (Желтков ее простил, так как он ее успокаивает.) | VIII | | Во многом следуя за жизненными фактами, Куприн тем не менее придал им иное содержание, по-своему осмыслил события, введя трагический финал. В жизни все заканчивалось благополучно, самоубийства не произошло. Зачем же введен Куприным трагический финал в повести? Драматический финал придавал необычайную силу и весомость чувств Желткова. Его любовь побеждает смерть и предрассудки, она поднимает над суетным благополучием княгиню Веру Шеину, любовь звучит музыкой Бетховена. | Роль эпиграфа | Не случайно эпиграфом к повести поставляется вторая соната Бетховена, звуки которой звучат в финале и служат гимном честной и самоотверженной любви. | IX | | Что же такое любовь, с точки зрения Куприна? Любовь – трагедия; любовь – самая самостоятельная форма утверждения и выявления личностного начала человека. У Куприна любовь осчастливливает самых простых, обыкновенных людей (Олеся, Желтков). Любовь совершенно бескорыстная. Общая черта любящих героев – это высоконравственные, альтруистические натуры. Большая любовь посылается им как награда за вынужденную чистоту и благородство. | Д/З | С/р. Любовь и природа в творчестве Куприна и Бунина. |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|