Преподавание русского языка Проектно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1247 Царегородцева Мария Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Ведущее место среди инновационных методов, на мой взгляд, принадлежит сегодня методу проектов (основоположник – американский философ-прагматик, педагог Дж. Дьюи). Метод проектов положен в основу проектно – ориентированного обучения, где проектная деятельность направлена на развитие исследовательских, проблемных и поисковых методов обучения, творческих по своей сути. Проектно-ориентированное обучение соответствует подходам к модернизации образования в целом и компетентностному подходу в частности. По мнению Е.С. Полат, применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики обосновывается следующим образом: - в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня; - это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели; - это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалифицированных педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000). Актуальность метода проектов, по-моему, состоит прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Цель проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала школьников, в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
Исходя из поставленных целей, необходимо способствовать решению следующих методических задач:
Технология проектно-ориентированного обучения позволяет уйти от традиционной пятибалльной системы оценок и заменить ее рейтингом знаний и умений. Рейтинг может быть разработан совместно учителем и учениками. Использование метода проектов позволило мне как учителю:
Предлагаю разработку проекта для учащихся 10 класса «Заимствованные слова в русском языке» Содержание учебного проекта и этапы его проведения:Тема проекта - «Заимствованные слова в русском языке» Возрастная категория учащихся – ученики 10 класса Основополагающий вопрос – Иноязычные слова: обогащение или оскудение? Вопросы учебной темы:
Цели проекта: повторить признаки иноязычных слов, причины и способы заимствований. Дидактические задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Знать: основные пути и способы заимствования слов в русском языке. Уметь: определять по известным признакам, из какого языка заимствовано то или иное слово; Уметь пользоваться словарём (этимологическим, толковым, словарём иностранных слов). Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов: Класс делится на две группы (деление класса на группы осуществляется после анализа результатов психологического мониторинга для того, чтобы в каждой группе оказались учащиеся с разными способностями и возможностями): Первая группа – «Исследователи». Тема их работы: «Причины возникновения заимствованных слов. Способы заимствования». Вторая группа – «Практики». Тема их работы: «Признаки заимствованных слов. Употребление иноязычных слов в речи». Творческие задания для учащихся первой группы:Рекомендации:
Задание первое: Поработайте с этимологическим словарём и постарайтесь определить, в связи с чем возникли следующие группы слов:
Задание второе: Выберите, какие слова являются исконно русскими. Докажите. Пассажирский, антракт, кроссовки, кенгурёнок, лицей, лицеистка, телеграмма. Задание третье: Замените иноязычные слова исконно русскими. Для какого слова это задание невыполнимо? Дискомфорт, голкипер, ревизия, интуиция, пролог. Задание четвёртое: Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами:
Задание пятое: Заполните таблицу, воспользовавшись мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников», 2007 г. или другими источниками:
Задание шестое: Начертите схему «Способы заимствования». Задание седьмое: Перед Вами фраза – пародия, включающая в себя лишь исконные и старославянские слова: «Хоронилище грядёт по гульбищу с ристалища на позорище в мокроступах». Выполните «перевод» этой фразы, используя заимствованные слова. Задание восьмое: Напишите сочинение – размышление «Нужны ли русскому языку заимствования?» Возможные результаты: Итогами Вашего исследования могут стать презентация (См. Приложение 1), буклет или бюллетень. Творческие задания для второй группы:Рекомендации:
Задание первое: Изучите мнение лингвистов, общественных деятелей о заимствовании. Выпишите тезисы. Задание второе: Перед Вами группы иноязычных слов. Определите, какие признаки объединяют эти группы.
Сформулируйте и оформите в виде таблицы «Основные признаки заимствованных слов». Задание третье: Найдите предложения, в которых иноязычное слово употреблено неуместно. Исправьте их.
Задание четвёртое: Прочитайте начало рассказа М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь в тексте? Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси, - все, обратите ваше вниман6ие, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы. Я вот на днях слышал разговор… Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами… Как вы думаете, почему Зощенко назвал свой рассказ «Обезьяний язык»? С каким качеством речи связано использование иноязычных слов? Согласны ли Вы с героем, что при злоупотреблении заимствованными словами «затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы»? Объясните почему. Пофантазируйте и напишите: какой разговор сегодня мог услышать герой рассказа. Задание пятое: Выпишите из стихотворения «О, великий и могучий» поэта-сатирика А. Пьянова новомодные заимствованные слова, определите их значение, пользуясь словарём иностранных слов.
Задание шестое: Выпишите из журналов, газет, теле- и радиопередач, а также из речи своих друзей и одноклассников словосочетания и предложения (не менее 15–20), в которых, на ваш взгляд, при использовании иноязычных слов были допущены ошибки. Какими критериями, на ваш взгляд, надо руководствоваться, когда мы используем заимствованные слова? Задание седьмое: Разработайте примерную программу федерального масштаба «Об использовании русского языка» (за образец можно взять деятельность правительства Французской республики). Задание восьмое: Составьте «Словарик иностранных слов», включая в него наиболее употребительные ныне заимствования. Возможными результатами могут стать презентация, буклет (См. Приложение 2), бюллетень. Виды деятельности групп:
Продолжительность проекта: 1 урок + 1 час факультатива. Критерии оценки: (См. Приложение 3) Максимальный балл - 180. "5"- 320 – 384 баллов |